ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Вопросы нормативного правового регулирования сферы патентования

ON LEGAL REGULATION WITHIN A PATENT SYSTEM



Д.Ю. Левшиц
А.С. Веселова
D.Y. Levshits
A.S. Veselova
dlevshits@hse.ru
sashenaveselova@gmail.com
профессор департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук
ассистент преподавателя НИУ «Высшая школа экономики»
Professor, the Department of State and Municipal Management, Faculty of Social Sciences, Higher School of Economics, PhD in Law
Assistant Lecturer, Higher School of Economics
г.Москва
г.Москва
Moscow
Moscow

Ключевые слова:

  • интеллектуальная собственность
  • патентное право
  • защита прав интеллектуальной собственности
  • изобретение
  • полезная модель
  • промышленный образец
  • научно-техническая и инновационная деятельность; патентообладатель
  • Keywords:

  • intellectual property
  • patent law
  • protection of intellectual property rights
  • invention
  • useful model
  • industrial design
  • science technology and innovation activities
  • patent owner
  • Положение государства в системе мирохозяйственных связей и наличие возможностей для экономического роста зависит от уровня развития в России рынка конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, способной к продвижению и интеграции в мировое технологическое пространство. В связи с этим вопрос защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является особенно актуальным для России, особенно в период падения цен на сырье при решающем голосе топливно-энергетического комплекса для экономики государства.
    В статье представлен анализ особенностей базовых составляющих отечественной системы патентования: ее нормативного правового регулирования и имеющихся в нем пробелов и возможностей для злоупотреблений и манипуляций на основе формально-юридического метода исследования.
    Авторами проведен анализ деятельности органов государственной власти, осуществляющих регулирующие и контрольно-надзорные функции в сфере патентования. Выявлена двойственность органов государственной власти при реализации смежных функций по вопросам государственной политики в сфере патентной деятельности. Также даны авторские рекомендации по нивелированию пробелов данного механизма защиты прав интеллектуальной собственности.

    As the article describes the level of growth of competitive and high-technology production market in Russia which would promote for its further advancement and integration into the global technological environment affects the position of the state within a system of global value chains as well as its ability for economic growth. Thereupon the protection of intellectual property rights in Russia becomes a particularly relevant issue especially against the background of the fall of raw material prices given the crucial role and position of energy sector in the economy of the state.
    The article provides a formal-legal method based analysis of specific features of the fundamentals of the national patent system including its legal regulation with all its loopholes and prerequisites for abuse and wrongdoings.
    The authors have analyzed the activities of state power authorities exercising supervision and control in the area of patenting. At that a dual nature of the bodies of state power has been revealed in the course of their carrying out interfacing functions with regard to implementation of the state policy in the field of patenting. In addition a set of recommendation of the authors has been provided being aimed at leveling the loopholes of this particular mechanism of the protection of intellectual property rights.

    Обзор статьи

    В эпоху глобальной трансформации мировой экономики значительно возросла роль технологических рынков как фактора развития экономического потенциала государства. Обладание высокотехнологичной продукцией и поддержка функционирования национальной инновационной системы являются одними из первостепенных факторов успеха на международных рынках.
    К сожалению, российскую технологическую продукцию, в том числе передовые разработки, едва ли можно назвать конкурентоспособной по целому ряду причин организационного, финансового, политического характера, что затрудняет вывод соответствующей продукции на глобальные рынки. На сегодняшний день институциональная среда российской экономической системы недостаточно полно отвечает критериям инновационного развития, требующего беспрепятственного внедрения новых технологий, в связи с чем подавляющая часть из них находится в тени [6]. В число причин входят неэффективность государственных институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, а также несовершенство финансовой системы, высокая степень износа основных фондов и слабый внутренний спрос на инновации [7]. Между тем, в системе мирохозяйственных связей по большей части доминируют транснациональные компании либо компании с государственной поддержкой.
    В связи с этим одним из направлений развития экономики России на современном этапе является повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, способных к модернизации за счет новых технологических решений. Важным шагом в решении этого вопроса стал проект Минэкономразвития «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («Национальные чемпионы»), запущенный в 2016 году. Проект призван обеспечить наиболее приоритетным российским компаниям государственную поддержку с выходом на глобальные рынки.
    Кроме того, на государственном уровне активно обсуждаются возможные варианты формирования новых рынков инновационной продукции за счет развития наукоемких отраслей производства. В связи с этим была принята государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», действие которой направлено в том числе на стимулирование научных исследований и разработок. Для достижения основных целей программы приняты меры по поддержке зарубежного патентования и обеспечения для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках в виде предоставления субсидий на патентование за рубежом. Признание на международном уровне новизны и значимости отечественных объектов интеллектуальной собственности, получение материального вознаграждения российскими патентообладателями за рубежом за счет платежей от иностранных пользователей простимулируют дальнейшие научные изыскания и позволят повысить уровень оценки российских разработок мировым сообществом.
    Сегодня на фоне резкого падения цен на сырье основой экономики России до сих пор остается топливно-энергетический комплекс, в связи с чем большая часть отечественных реформ направлена на формирование инновационного характера экономики.
    Особенности патентного законодательства: текущие вызовы и механизмы совершенствования защиты
    Вопросы правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности являются первоочередными для повышения конкурентоспособности технологической продукции и научно-технической сферы государства в целом. В Российской Федерации защита объектов интеллектуальной собственности осуществляется на основе норм, закрепленных в ч.4 Гражданского кодекса РФ, в зависимости от объекта (см. таблицу).
    Высшую юридическую силу в отечественной правовой иерархии имеет Конституция Российской Федерации, в которой закреплено (ст. 44 ч. 1), что «интеллектуальная собственность охраняется законом». До 1 января 2008 года регулирование прав на разные виды интеллектуальной собственности осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Законом РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Патентным законом Российской Федерации» от 23.09.1992 г. № 3517-1 и др.

    Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства РФ от 02.10.2004 г. № 514 «О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Постановление Правительства РФ от 17.06.2016 г. № 548 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат, связанных с уплатой пошлин при патентовании российских разработок производителей и экспортеров за рубежом». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Приказ Роспатента от 23.01.2017 г. № 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке отчетов о патентном обзоре (патентный ландшафт)». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения // Проблемы прогнозирования. 2007. №. 1. С. 4–28.
    7. Троицкая А.А. Институциональные препятствия развитию инновационной активности российских предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 12. С. 105–111.
    8. Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/Qw5M1PXbM4xR/ (дата обращения: 11.04.17).
    9. Патентные тролли в России: как защищать технологический бизнес от недобросовестных конкурентов // Forbes: [сайт]. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/344233-patentnye-trolli-v-rossii-kak-zashchishchat-tehnologicheskiy-biznes-ot (дата обращения: 10.06.17).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2