ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Традиционные семейные ценности России и ювенальная юстиция: компромисс невозможен

TRADITIONAL FAMILY VALUES IN RUSSIA: NO COMPROMISE IS POSSIBLE



В.В. Андронатий
V.V. Andronatiy
andronatij@rambIer.ru
доцент кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Pedagogics, associate professor
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • традиционное семейное воспитание
  • семейные ценности
  • ювенальная юстиция
  • подмена понятий в ювенальной юстиции
  • ограничение прав родителей на воспитание детей
  • ювенальные технологии
  • безнаказанность несовершеннолетних
  • технология «окно Овертона»
  • Keywords:

  • traditional family education
  • family values
  • juvenile justice
  • mission drift in juvenile justice
  • restriction of parents' rights for educating children
  • juvenile technologies
  • juvenile impurity
  • Доказана неразрешимость противоречий между отечественными представлениями о воспитании и обучении детей, исторически сложившимися традиционными семейными ценностями – с одной стороны, и нормами ювенальной юстиции – с другой. Рассмотрена технология внедрения системы ювенальной юстиции в России. Показано необратимое деструктивное влияние ювенальной юстиции на систему воспитания современных детей и подростков.

    Disagreements insolubility is proven to exist in domestic perception of educating and teaching children along with historic traditional family values on the one hand and juvenile justice rules on he other hand. The technology of juvenile justice system implementation in Russia is examined. It is shown in the article that there exist a permanent destructive influence of juvenile justice on the system of educating children and adolescents.

    Обзор статьи

    В жизни любого общества существуют явления и феномены, которые нельзя однозначно определить как форму, способ или содержание организации жизнедеятельности человека. К таким феноменам в нашем государстве относится семья и сложившийся в течение тысячелетий семейный уклад жизни большей части населения, который можно рассматривать с разных точек зрения:
    - как часть существующей бытовой и традиционной культуры российского общества,
    - как способ наиболее удобного существования человека в быстроменяющемся мире,
    - как первичный социальный институт воспитания подрастающих поколений и заботы о стариках,
    - как одну из главных ценностей жизни большинства людей.
    Здоровая крепкая семья, по своей сути, это особый микромир, в котором живут самые близкие и родные для человека люди, которые любят и всегда поддерживают друг друга. Вне зависимости от внешних обстоятельств, члены семьи помогают друг другу преодолевать объективные и субъективные трудности в разнообразных проблемных ситуациях, встречающихся время от времени у каждого человека на разных этапах жизни от детства до старости. Само слово «родные» произошло от «род», в дохристианскую эпоху славяне традиционно жили большими семьями – родами, в которые входили представители нескольких поколений, семьи в Древней Руси и позже в средние века традиционно оставались большими.
    Традиция иметь много детей в семье сохранялась на протяжении столетий вплоть до начала XX века, причём не только у русских, но и у представителей многих других народностей, населявших Россию. В период правления Ярослава Мудрого права и обязанности родителей по отношению к детям были впервые закреплены законодательно: «Уставом князя Ярослава» на родителей возлагалась ответственность за воспитание и подготовку детей к будущей жизни.
    Традиционно детям в семье прививались такие черты характера, как:
    - уважение к старшим,
    - строгое послушание отцу и матери,
    - трудолюбие,
    - ответственность за свои поступки,
    - сострадание к больным и странникам,
    - уважение к семейным, родовым, а позже и отечественным традициям,
    - чувство патриотизма и мн.др.
    Чем крепче семья, тем сильнее государство, семья – ячейка общества: так понималась роль семейных ценностей подавляющим большинством населения в советский период истории нашей страны, хотя количество детей в семье значительно уменьшилось, т.к. женщины стали работать наравне с мужчинами, и у них оставалось меньше времени на ведение домашнего хозяйства. Сохранившиеся до нашего времени русские пословицы и поговорки демонстрируют осознание обществом важности семьи и своевременного воспитания и обучения детей:
    - «И к худу и к добру приучаются смолоду»,
    - «Гни деревце, пока гнётся, учи дитя, пока слушается»,
    - «Верная указка – не кулак, а ласка»,
    - «Семья – ключ к счастью»,
    - «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит»,
    - «Хорошее воспитание – лучшее наследство»,
    - «Будешь почитать отца и мать, узнаешь почёт от своего сына» и др.
    Очевидно, что здоровые счастливые дети, воспитанные в традиционной крепкой семье – это национальное богатство любого государства, от которого напрямую зависит будущее народа.
    Начиная с 90-х годов, наряду с радикальными экономическими преобразованиями, в нашей стране были запущены процессы активной трансформации социальных и нравственных ценностей общества. Вместе с долгожданной «свободой слова» появилось большое количество других разнообразных «свобод», в том числе, к сожалению, связанных с возможностью разрушения и саморазрушения национальных богатств и национальной безопасности страны, а также разрушения традиционных ценностей, морали и нравственности.
    Это напрямую коснулось и системы воспитания детей: в России были запущены процессы, которые, где-то – явно, где-то – незаметно, повлияли на трансформацию семейных ценностей и системы когда-то лучшего в мире школьного образования. Большую часть данных процессов инициировала деятельность Российской ассоциации планирования семьи (РАПС); данная организация, как подразделение Международной федерации планирования семьи, финансировалась из США [4].

    Список использованной литературы

    1. Бондаренко Н., Медведева И., Шишова Т. Ползучий государственный переворот: Аналитическая записка по проблеме введения в РФ ювенальной юстиции // Политическая экспертная сеть «Кремль.Орг»: [сайт]. URL: http://www.kreml.org/other/230767157 (дата обращения: 20.11.2017).
    2. Информационный портал семейной политики // РОО «Общественный центр по защите традиционных семейных ценностей: [сайт]. URL: https://ivan4.ru (дата обращения: 20.11.2017).
    3. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/184330/#friends (дата обращения: 10.11.2017).
    4. Медведева И., Шишова Т. Заговор чиновников: из истории проблемы//Как защитить Вашего ребёнка? / ред.-сост. А. Добросоцких. М., 2003. 352 с. С. 73.
    5. Окно Овертона // Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.11.2017).
    6. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Основные направления совершенствования семейного законодательства Российской Федерации на современном этапе». Утв. на заседании Временной комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ 13.12.2016 г. // Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://www.council.gov.ru/media/files/QaEkoUrJTNMlnDilms5e9yON3ZGBlEAp.pdf (дата обращения: 26.11.2017).
    7. Садовникова М. Как работает ювенальная юстиция во Франции // Неволя. 2006. № 8. URL: http://index.org.ru/nevol/2006-8/sadov_n8.htm (дата обращения: 10.11.2017).
    8. Carter J. How to Destroy a Culture in 5 Easy Stepshttps // America's most in fluential journal of religion and public life. URL: www.firstthings.com/web-exclusives/2011/06/how-to-destroy-a-culture-in-easy-steps (дата обращения: 10.11.2017).
    9. Lehman J. Overton Window // Макинский центр публичной политики: [сайт]. URL: http://www.mackinac.org/OvertonWindow (дата обращения: 10.11.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2