Человеческий капитал как ключевой фактор инновационного развития системы высшего образования

HUMAN CAPITAL AS KEY FACTOR OF INNOVATION DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM



М.Г. Гильдингерш
И.А. Алексеева
M.G. Gil'dingersh
I.A. Alekseeva
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры менеджмента наукоёмких производств ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», кандидат экономических наук, доцент
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Management of High-Technology Production, State University of Aerospace Instrumentation, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • человеческий капитал
  • система высшего образования
  • эффективность использования человеческого капитала
  • управление
  • высшее учебное заведение
  • инновационное развитие
  • Keywords:

  • human capital
  • system of higher education
  • efficiency of using human capital
  • management
  • institution of higher education
  • innovation development
  • Авторами исследуется роль человеческого капитала в обеспечении процессов модернизации и инновационного развития высшей школы. Анализируются основные достижения научной мысли, развивающейся в контексте теории человеческого капитала.
    Определены специфические особенности человеческого капитала системы высшего образования, обусловленные как свойствами самого капитала, так и его отраслевой принадлежностью. Показано, что эффективность использования человеческого капитала можно оценить путем соединения индикативных методов с индексными.

    We research the role of human capital in modernization and innovation development of higher school. The main scientific achievements within the human capital theory are analyzed.
    We reveal specific characteristics of human capital in higher education system determined by both the features of capital itself and the industry. We demonstrate that the efficiency of using human capital can be measured by combining indicative and index methods.

    Обзор статьи

    Сегодня одной из приоритетных задач государственного управления является инновационное развитие России. Как утверждается в стратегических документах федерального и регионального уровней реализация инновационного потенциала регионов нашей страны возможна благодаря формированию нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» выделено одним из важнейших целевых ориентиров такое направление инновационного развития, как изменение человеческого потенциала страны [1]. Основой достижения таких целей выступает именно высшее образование, которое во многом и формирует кадровый потенциал России. Поскольку именно образование и наука выступают ключевыми факторами инновационного развития, то не возможно формирование инновационной экономики без тесной связи с модернизацией высшей школы.
    Инновационная направленность процессов модернизации высшей школы очевидна, несмотря на неоднозначное к ней отношение со стороны научно-педагогических кадров. Формируется инновационная инфраструктура вузов, появились наукограды, технопарки, национальные и исследовательские университеты, университетские комплексы, новые подходы к подготовке научно-преподавательских кадров высшей квалификации, например, в виде исследовательских школ для подготовки аспирантов, введение эффективных контрактов и многое другое, свидетельствующее об инновационном характере преобразований.
    Однако качественную сторону инновационного развития системы высшего образования характеризует состояние и степень использования, прежде всего, её человеческого капитала. Одним из главных факторов новой парадигмы университетов становится их человеческий капитал. Появление целого ряда концептуальных моделей вузов инновационного типа обусловливает новые методы управления их человеческим капиталом, в том числе и с помощью эффективного контракта.
    Ряд экспертов отметил, что положительные изменения происходят благодаря переходу вузов на заключение эффективных контрактов с научно-педагогическими работниками. Эффективный контракт представляет собой трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели эффективности деятельности, при выполнении которых работнику назначаются выплаты стимулирующего характера. Проблемной зоной является вопрос о разработке объективных показателей эффективности деятельности научно-педагогических работников. Например, в ряде вузов отмечается, что зачастую работники стремятся к перевыполнению отдельных показателей с целью получения дополнительных стимулирующих бонусов в ущерб основным обязанностям [6].
    Процессы формирования и развития личности человека и его трудовых способностей постоянно изучается медиками, социологами, психологами и экономистами, но до последнего времени эти исследования отличало отсутствие комплексного и системного характера. Усиление внимания исследователей к факторам экономического роста и его динамике обусловлены происходящими изменениями в совокупной рабочей силе, что явилось причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.
    Идеи формирования и развития человеческого капитала имеют исторические корни, которые нашли свое отражение в трудах А. Смита, Н. Сениора, Дж.Р. Маккуллоха, Л. Вальраса, А. Маршалла и др. Но целенаправленные и системные исследования человеческого капитала мы находим в трудах нобелевских лауреатов Г. Беккера и Т. Шульца. Несомненный интерес представляют и современные исследования человеческого капитала на разных уровнях в отечественных и зарубежных работах таких ученых, как Д. Грейсон, О. Делл, Б. Генкин, И. Ильинский, Р. Капелюшников, С. Дятлов и др. Однако следует отметить, что несмотря на глубокую проработку отдельных вопросов и свою актуальность теория человеческого капитала не нашла глубокого и всестороннего раскрытия в отечественной литературе.
    Сравнительный анализ различных концепций человеческого капитала позволяет сформулировать ряд подходов к определению данной категории. Первый характеризуется исследованием человеческого капитала как одного из факторов производства на основе традиционной методологии. Второй основывается на марксисткой методологии, придерживается логики, структуры и категориального обеспечения анализа кругооборота производительного капитала, в котором человеческий капитал является всеобщей формой экономической жизни и итогом исторического развития общества от присваивающего до производящего хозяйства. Статической величиной человеческий капитал представляется в неоклассическом понимании и определяется такими понятиями, как «инвестиции» и «доход». Некоторым западным экономистам присуще расширенное толкование человеческого капитала. Так, Дж. Кендрик включает мировоззренческие, социально-психологические свойства людей и морально-этические качества [4]. Следует согласиться с мнением С.А. Дятлова о том, что «человеческий капитал – это совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночной экономики в качестве ведущего творческого фактора общественного воспроизводства» [3. С. 34].
    Многомерной векторной категорией является человеческий капитал с точки зрения институционального подхода, к которому примыкает понятие социального капитала, разработанного представителями институционального направления и социологами. Данная категория находит свое применение при исследовании человеческого капитала на уровне организации. Причем социальный капитал увеличивает отдачу от инвестиций в человеческий и физический капитал, являясь при этом не конкурирующими альтернативами, а дополняющими друг друга.
    В методиках стоимостной оценки организаций доминирует понятие интеллектуального капитала, тесно переплетаясь с человеческим. Специфические по природе и своим формам участия в производственном процессе ресурсы – информация и знания – формируют особый облик интеллектуального капитала.
    Интеллектуальный капитал представляет собой специфический «коллективный разум», который аккумулирует все виды знания работников, накопленный опыт и интеллектуальную собственность, коммуникацию и организационную структуру, информационные сети и имидж организации. Обычно человеческий капитал считается частью интеллектуального, однако ведь именно человек, являясь носителем интеллекта, базой которого выступают знания и способности познания, становится определяющим звеном интеллектуального капитала, следовательно, можно утверждать, что человеческий капитал включает такую свою часть, как интеллектуальный. Приобретает же форму капитала, как утверждает Г. Беккер, потому что является источником как будущих заработков, так и будущих удовлетворений [3].

    Список использованной литературы

    1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения: 04.09.2017).
    2. Адыкаева Е.Н. Человеческий капитал в сфере высшего профессионального образования // Человеческий капитал как фактор инновационного развития России: материалы Всероссийской конференции преподавателей и научных работников технических вузов. Новосибирск: НГАСУ, 2014. С. 6–11.
    3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. С. 34.
    4. Кендрик Д. Тенденции производительности в США. М.: Статистика, 1967. 316 с.
    5. Российский статистический ежегодник–2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 725 с.
    6. Чубик П.С., Лидер А.М., Замятин С.В., Чубик М.П., Кирьянова Л.Г., Слесаренко И.В. Система эффективного контракта для научно-педагогических работников университета // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 5–14.
    7. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Third Edition. Chicago–London: The University of Chicago Press, 1992. 345 р.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2