Анализ состояния инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области

ANALYSIS OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN LENINGRAD REGION



Е.С. Пыженкова
Ye.S. Pyzhenkova
ele100778@yandex.ru
старший преподаватель кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, магистр экономики
senior teacher, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology; Master of Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • малое и среднее предпринимательство
  • инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства
  • бизнес-инкубаторы
  • эффективность деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
  • Keywords:

  • small and medium-sized business
  • infrastructure of support of small and medium-sized business
  • business incubators
  • efficiency of organizations of infrastructure of support of small and medium-sized business
  • Поддержка малого и среднего бизнеса относится к важнейшим направлениям развития регионов современной России. Поэтому исследование данной проблематики является достаточно актуальным и для Ленинградской области. В статье анализируются состояние и эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области. На основании проведенного анализа автором выявлены актуальные проблемы развития указанной инфраструктуры и предложены пути их решения.

    The support of small and medium-sized business is one of key directions of regional development in modern Russia. This fact determines the relevance of the research for Leningrad region too. On the basis of the analysis we reveal topical problems of the development of the infrastructure in question and offer ways to solve them.

    Обзор статьи

    Сектор малого и среднего предпринимательства является важнейшим элементом экономического потенциала страны и ее регионов. Развитие данного сектора способствует решению экономических, социальных и политических задач, содействует созданию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами.
    Одним из инструментов осуществления эффективной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на уровне регионов и муниципальных образований является деятельность организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
    Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, в задачи которых входит содействие реализации государственных федеральных (региональных, муниципальных) программ (подпрограмм), направленных на обеспечение условий для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на оказание им финансовой, имущественной, консультационной, информационной и иных форм поддержки. К таким организациям относятся технопарки, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, микрофинансовые организации, агентства по развитию предпринимательства, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, инвестиционные фонды и ряд других организаций, отвечающих требованиям, установленным российским законодательством [1].
    В Ленинградской области к организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства относятся (рис. 1):
    1. ГКУ «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства» (ЛОЦПП) – организация, подведомственная Комитету по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области. ЛОЦПП предоставляет различные виды поддержки (информационную, консультационную, методическую, организационную) как субъектам малого и среднего предпринимательства, так и самим организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Функциональными направлениями ЛОЦПП являются: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в регионе; поддержка производственной сферы; содействие в продвижении товаров и услуг, созданных предпринимателями; предоставление субсидий; обучение основам предпринимательской деятельности; обучение сотрудников организаций инфраструктуры поддержки МСП; юридическая помощь при разработке бизнес-проектов и др. [4].
    2. Акционерное общество «Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства, региональная микрофинансовая организация Ленинградской области», которое содействует заключению кредитных договоров и договоров лизинга субъектами малого и среднего бизнеса с коммерческими банками и лизинговыми фирмами, выступая в качестве поручителя субъектов, не имеющих достаточного обеспечения для получения необходимых ресурсов. Кроме того, Агентство само предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймы [2].
    3. Государственное казенное учреждение «Агентство экономического развития Ленинградской области», находящееся в подчинении Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности. Агентство выступает в качестве государственного заказчика по организации размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд региона; организует и проводит выставки, ярмарки, деловые семинары и т.д. Оно предоставляет актуальную информацию, касающуюся мер поддержки, промышленных кластеров и инвестиционных площадок на едином информационно-аналитическом портале по поддержке бизнеса в регионе; обеспечивает взаимодействие сообщества предпринимателей и государственных органов исполнительной власти [3].
    4. Организации муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
    Распределение организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по видам деятельности, представлено на рис. 2, из которого видно, что наибольший удельный вес в общем числе организаций инфраструктуры поддержки занимают фонды, центры, агентства по поддержке и развитию предпринимательства, в т.ч. в сельском хозяйстве (43%), а также бизнес-инкубаторы на базе фондов, микрофинансовых организаций, образовательных организаций (32%) [5].
    Наиболее востребованными у предпринимателей являются услуги информационного и консультационного характера; оказание прямой финансовой поддержки; обучение основам предпринимательства; бухгалтерские услуги [5].
    Потребность малого бизнеса (в т.ч. микробизнеса) в необходимых помещениях под офис и производство призваны удовлетворить бизнес-инкубаторы.
    На территории Ленинградской области размещается 16 бизнес-инкубаторов. Общая площадь бизнес-инкубаторов в организациях поддержки малого и среднего предпринимательства на начало 2016 г. составляла 18000 м2. С 2013 г. рост составил 13%. Доля производственных площадей в общей площади бизнес-инкубаторов составила в 2016 г. 28%. против 30% в 2013 году (рис. 3 и 4).

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. 30 июля. № 31. Ст. 4006.
    2. Акционерное общество «Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства, региональная микрофинансовая организация Ленинградской области»: [сайт]. URL: http://agency-ako.ru (дата обращения: 24.10.2017).
    3. ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области»: [сайт]. URL: http://lenoblinvest.ru (дата обращения: 24.10.2017).
    4. Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства: [сайт]. URL: http://www.813.ru (дата обращения: 24.10.2017).
    5. Результаты проведения опросов представителей организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в 2016 г. // Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства: [сайт]. URL: http://www.813.ru/files/docs/strategy/opros-organizatsiy-podderzhki.pdf (дата обращения: 25.10.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2