ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Тенденции развития комплексного бытового обслуживания населения в мегаполисе

Trends in Complex Domestic Service Development in Megapolis



Н.А. Сидоров
Nikolai Sidorov
Budda17@yandex.ru
аспирант кафедры предпринимательства и управления ЖКХ ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики»
candidate for PhD of the Department of Entrepreneurship and Management of Housing and Communal Services of St. Petersburg State University of Service and Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Выявлены тенденции развития комплексного бытового обслуживания населения в мегаполисе. Предложена сетевая бизнес-модель бытового обслуживания населения.
We reveal trends in developing complex domestic service for the population of megapolis. A network business model of domestic service is offered.

Ключевые слова:

  • комплексное бытовое обслуживание
  • мультисервис
  • сетевая бизнес-модель
  • приемный пункт
  • повседневный спрос
  • Keywords:

  • complex domestic service
  • network business model
  • multiservice
  • service centre
  • daily demand
  • Обзор статьи

    Бытовые услуги являются одной из наиболее своеобразных отраслей сферы потребительского рынка. Наличие у населения потребностей бытового характера, которые носят первичный характер и не могут быть удовлетворены в порядке непрофессионального самообслуживания, определяет высокую социальную значимость отрасли для населения города. Бытовое обслуживание населения является одной из приоритетных услуг, и в случае дальнейшего роста доходов населения жители города будут отдавать все большее предпочтение сфере бытовых услуг. Большинство жителей Санкт-Петербурга пользуются услугами бытового обслуживания постоянно. Однако высокая стоимость на большинство предоставляемых бытовых услуг является основным сдерживающим фактором для дальнейшего роста их потребления. Высокие цены на бытовые услуги затрудняют возможности их получения населением со средним и ниже среднего уровнями доходов, а для малообеспеченных делают их практически недоступными. Поэтому в ходе проводимых опросов жители Санкт-Петербурга отмечают нехватку бытовых услуг повседневного спроса. Наиболее перспективной с точки зрения экономической эффективности является сетевая бизнес-модель бытового обслуживания населения. Эффективность сетевой бизнес-модели обусловлена тем, что она в наибольшей степени позволяет снижать издержки за счет эффекта масштабов и «кривой обучения», инвестировать в новое оборудование, повышать квалификацию персонала, концентрироваться на увеличении качества, снижении стоимости закупок и т.п. Для города «сетевая» бизнес-модель более выгодна также с точки зрения увеличения налоговых поступлений и снижения уровня цен. Для потребителей данная модель выгодна с точки зрения территориальной доступности бытовых услуг – возможность получения комплекса бытовых услуг в одном месте способствует их популярности у населения, а наиболее рациональное использование помещений, вспомогательных служб, кадров, транспорта обеспечивает наибольшую эффективность работы и доступные цены на услуги. Вопросы обеспечения населения социально значимыми, необходимыми в повседневной жизни бытовыми услугами, приближенными к месту проживания, могут быть эффективно решены путем создания сети комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения, сформированных на принципах кооперирования как предприятий отдельных социально значимых видов бытовых услуг, так и предприятий бытового обслуживания с предприятиями других видов деятельности (например, торговли и общественного питания). Впервые вопросы комплексности бытового обслуживания начали обсуждаться в конце 1960-х–70-х гг. Считалось, что комплексность обслуживания – это необходимое условие повышения уровня бытового обслуживания населения, развития прогрессивных форм предоставления услуг, внедрения и развития новых видов бытовых услуг. В плане экономического и социального развития передовых предприятий бытового обслуживания населения ежегодно предусматривалось внедрение новых видов услуг, а также рассчитывалась выручка, которая может быть получена от их реализации [3]. В 70-е гг. XX века ЦНИИЭП было разработан новый план размещения предприятий бытового обслуживания, согласно которому было предложено строительство домов быта в торгово-бытовом центре города. В домах быта предполагалось объединение заказов по всем основным видам бытовых услуг, а также создание механизированных мастерских по отдельным видам, не имеющим вредных и сложных процессов. Такой план размещения предприятий должен был сделать возможным обеспечение широкого спектра бытовых услуг в одном здании и не утратить оптимальный радиус бытового обслуживания населения, так как клиенты смогут также пользоваться приемными пунктами и мастерскими в своем жилом районе.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
    2. Проект Федерального закона РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
    3. Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания. М.: Легпромбытиздат, 1991.
    4. Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Феникс, 2012. 318 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2