Алгоритм подбора оптимальной модели управления цепями поставок

ALGORITHM OF SELECTING OPTIMAL MODEL OF SUPPLY CHAIN MANAGEMENT



Д.В. Горский
D.V. Gorsky
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
post-graduate student, the Department of Logistics and Supply Chain Management, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • управление цепями поставок
  • малый бизнес
  • электронная коммерция
  • оптимизация логистики
  • модель дропшиппинга
  • электронная торговля
  • услуги аутсорсинга
  • Keywords:

  • supply chain management
  • small business
  • e-commerce
  • optimization of logistics
  • drop shipping model
  • e-trade
  • outsourcing services
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что в современных условиях для успеха в конкурентной борьбе бизнесу необходимо использование индивидуальных стратегий управления цепями поставок, максимально учитывающих параметры бизнеса и рынка, на котором совершаются операции. Особенно востребована выработка подобных моделей для российского малого бизнеса, занятого в мультиканальной торговле, как перспективного сегмента, развитие которого приоритетно на государственном уровне.
    В статье проводится анализ специфических черт целевого сегмента бизнеса и их влияния на процесс управления цепями поставок. Исследуется применимость различных моделей организации цепей поставок и отдельных составляющих логистики для российского малого бизнеса с учётом обозначенной специфики.
    Автором на основе проведённого анализа были выявлены предпочтительные для целевого сегмента элементы и модели управления цепями поставок; по результатам исследования составлен алгоритм подбора таких моделей для конкретного бизнеса, который предназначен для практического применения руководителями предприятий.

    The relevance of the research is based on the need of the modern business to apply individual strategies of supply chain management taking into consideration market and business parameters to be successful under current highly competitive conditions. The development of the models in question is especially relevant for small business involved in multi-channel trade as this segment is considered to be the government priority.
    We analyze specific features of the target segment and their influence on supply chain management. We also research the applicability of various models of supply chains and single components of logistics for Russian small business taking into account the features in question.
    On the basis of the analysis we distinguish preferable for the target segment elements and models of supply chain management; an algorithm of selecting the models for a specific business to be applied in practice by managers is introduced.

    Обзор статьи

    Управление цепями поставок в современном мире с его многообразными формами и размерами бизнеса, а также рынками различной структуры и зрелости представляет непростую задачу для руководства предприятия. В ситуации, когда конкуренция становится глобальной, шаблонные подходы к логистике больше не могут помочь организации в её долгосрочном развитии и эффективном продвижении на рынке. Ключом к успеху в конкурентной борьбе в такой ситуации является выработка индивидуальных стратегий в управлении цепями поставок, максимально учитывающих потребности и особенности конкретного бизнеса.
    Сегментом, представляющим особый интерес для автора, является российский розничный бизнес малого и среднего размера, участвующий в системе электронной коммерции. Особая актуальность рассмотрения именно этого сегмента связана, во-первых, с критической значимостью развития электронного бизнеса во всех формах для обеспечения роста российской электронной коммерции [2]. Во-вторых, с декларируемым приоритетом развития в России малого и среднего бизнеса, и наконец, с недостаточным освещением практики управления цепями поставок на российском рынке по сравнению с зарубежными. Таким образом, в работе ставится актуальная цель выработки рекомендаций для российского малого бизнеса относительно построения оптимальной модели управления цепями поставок.
    Для достижения данной цели были выделены ключевые особенности бизнеса в рассматриваемом сегменте с точки зрения реализации процесса управления цепями поставок. Также автор детально изучил возможность применения существующих в западной литературе моделей и провёл сравнительный анализ целесообразности использования отдельных элементов при построении цепей поставок для целевого сегмента. Выводы были преобразованы в алгоритм, призванный помочь практикующему руководителю в создании оптимальной системы логистики в организации.
    Итак, для рассмотрения в качестве целевого сегмента выбран малый бизнес, работающий на розничном российском рынке с применением онлайн или мультиканальной модели приёма и обработки заказов. Среди особенностей логистики следующих непосредственно из обозначенных параметров:
    ● простота цепочек поставок, ограниченность человеческих ресурсов, небольшие потребности в складировании товарных запасов;
    ● дальние расстояния перевозок в сочетании с ограниченным выбором операторов доставки, неразвитость логистических услуг уровня 2 и 3PL, практики аутсорсинга логистики;
    ● относительно короткая цепь поставок со стороны потребителей, законодательно предписанная возвратная логистика;
    ● сравнительно простая коммуникация с клиентом онлайн, растущие объёмы заказов.
    Эффект выбранных параметров заметен и на уровне конкретных составляющих управления цепями поставок.
    Обозначенные специфические черты во многом определяют решения менеджмента в сфере управления цепями поставок, однако помимо них также существенную роль играют такие критерии, как: финансовые возможности компании, наличие у менеджмента эксклюзивных связей и информации, источников сырья и поставщиков, условия хранения и транспортировки товаров. Эти факторы определяют верхнюю границу по возможностям инвестирования и расширения штата, специфические средства транспортировки и реализации логистической функции, длину цепи поставок, дают возможность создания уникальных по структуре цепей поставок и извлечения сверхприбыли.
    С учётом представленных выше особенностей рассмотрим далее релевантность моделей управления цепями поставок, представленных в исследованиях западных консалтинговых агентств для выбранного сегмента участников электронной торговли.
    Компанией «KPMG» были предложены четыре модели, разработанные на фактическом материале по логистике Индийского рынка [3]. Такие модели представляются весьма релевантными для исследуемого сегмента, так как изначально предназначаются для развивающегося розничного рынка, его игроков, использующих онлайн и мультиканальные продажи. Однако однозначной ориентированности на малый бизнес при их разработке не предполагалось, кроме того, степень развитости рынка Индии и России несколько отлична.
    Модель, основанная на запасах по архитектуре, во многом совпадает с типичным вариантом, избираемым российскими участниками розничной электронной торговли. Среди общих черт выделяются собственность продавца на товар на территории РФ, применение промежуточных складов, за которые отвечает продавец, однако существенным отличием является значительно меньшее применение 3PL-сервисов. Последний фактор делает российский вариант модели проще и дешевле, но требует от департамента логистики большей компетентности. Кроме того, данная модель, на взгляд автора, не является оптимальной для малого бизнеса, так как ведёт к заморозке значительного объёма оборотного капитала, создаёт дополнительные риски для бизнеса.
    Модификация модели, основанной на запасах с реализацией фулфилмента фокусной компанией, обладает теми же недостатками: высокими требованиями к оборотному капиталу и компетенциям в логистике. В российских условиях данная модель является простой для внедрения, однако нежелательной для применения в малом бизнесе.

    Список использованной литературы

    1. Горский Д.В. Вопросы проектирования цепей поставок в электронной торговле // Логистический потенциал Санкт-Петербурга в формировании инновационной экономики: сб. тезисов докладов международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 декабря 2016 г. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 95–102.
    2. Кролли О.А., Парфенов А.В. Электронная коммерция в России: государственное регулирование и перспективы развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2001. № 1 (25). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. С. 61–71.
    3. KPMG. Fulfilled! India's e-commerce retail logistics growth story. [n.d.], 2015. Nov. 32 p.
    4. Strategy&. The mandate for multichannel retail. [n.d.], 2012. 20 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2