ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие направлений реформирования деловой репутации предприятий

DEVELOPMENT OF DIRECTIONS OF REFORMING BUSINESS REPUTATION OF ENTERPRISES



С.А. Брызгалова
Н.А. Соколова
S.A. Bryzgalova
N.A. Sokolova
bryzgalova.s@mail.ru
Sokolova.NA@inbox.ru
доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Accounting and Statistics, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
senior lecturer, the Department of Economics and Management of Enterprises and Production Complexes, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • предприятие
  • деловая репутация предприятия
  • конкуренция
  • репутационные риски
  • рынок
  • направления развития деловой репутации
  • реформирование деловой репутации
  • Keywords:

  • enterprise
  • business reputation of an enterprise
  • competition
  • reputation risks
  • directions of business reputation development
  • market
  • reforming of business reputation
  • В статье обосновывается необходимость реформирования деловой репутации предприятий, рассматриваются направления этого рода деятельности как одного из важнейших критериев успешного функционирования предприятий в условиях развития информационных технологий и других вызовов внешней среды.

    We prove the need to reform the business reputation of enterprises. We consider the directions of reforming business reputation as one of key components of successful performance of enterprises under the development of information technology and other challenges of external environment.

    Обзор статьи

    Жесткая конкурентная борьба, равно как и достаточно быстро меняющаяся экономическая ситуация, вынуждает хозяйствующие субъекты искать новые возможности ведения экономической деятельности. Дальнейшее развитие информатизации общества представляется огромным благом – с одной стороны, а с другой – влечет такое же количество проблем, преодолевать которые становится для предприятий все труднее, вынуждая их искать новые формы и прибегать к новым финансовым затратам. Внешняя среда в настоящее время имеет такие особенности, как: постоянно меняющиеся запросы потребителей в силу их информированности и распространения информации (возможности использования сети «Интернет»), возникновение новых материалов и вследствие этого новых технологий их использования, острая конкуренция за природные ресурсы в условиях политической нестабильности и возникновения очагов международной напряженности, интернационализация ведения современного бизнеса, санкционная политика отдельных государств и другие разнообразные причины.
    Если внешняя среда является одинаковой для всех, то каждая хозяйствующая единица уникальна в своем роде, и тот способ приспособления, который она выработает, тоже может быть уникальным, поскольку зависит от ряда таких факторов, как рыночная позиция, особенности продукции и восприятие ее потребителями, стадия развития самого предприятия и продукции, профессионализм персонала и руководства, способность оценить позиции предприятия, готовность идти на риск и ряд других.
    Поскольку правительства несут ответственность за финансовый кризис и его последствия в реальной экономике, роль деловой репутации предприятий в настоящее время начала играть более значительную роль, чем, к примеру, десяток лет назад. Компании, равно как и отрасли, у которых имеются проблемы с деловой репутацией, более уязвимы в части законодательства, различных регуляторов и в отношениях с общественностью [1].
    Вследствие этого репутационные задачи для предприятий стали приобретать большее значение. Топ-менеджмент признает, что ряд компаний в отдельных секторах экономики (в первую очередь это касается финансового сектора) нарушили контакт с потребителями, стейкхолдерами, правительственными органами. Так, по данным опроса исполнительных директоров, проведенного компанией McKinsey в марте 2009 года, 85% топ-менеджеров известно, что доверие общественности в бизнесе и ориентация на свободный рынок становится хуже [5].
    Широта и глубина сегодняшних репутационных задач представляются важными не только из-за быстроты их возникновения, трудностей решения, неожиданности последнего экономического кризиса, но также лежащих в их основе перемен репутационной среды, которая находится в процессе постоянных изменений, включающих растущую важность информационных технологий, увеличивающуюся значимость неправительственных организаций, спад доверия потребителей к рекламе и прочее.
    В настоящее время более чем когда-либо организации должна заботить их деловая репутация: насколько сильной она является и какие усилия необходимы для поддержания должных отношений с партнерами, стейкхолдерами, общественностью. Подобная работа должна вестись в соответствии с накопленным собственным опытом и координируемыми внешними репутационными эффектами. Так, некоторые компании не только используют передовые технологии сегментации потребителей, но и привлекают команды специалистов разных направлений для сбора необходимой информации с целью выработки быстрых решений на возникающие репутационные угрозы.
    Финансовый кризис показал, как недостаточно информационно оснащенные компании могут справляться с важными изменениями, происходящими в репутационной среде. Влияние непрямых заинтересованных сторон: стейкхолдеров, неправительственных организаций, пользователей сети «Интернет» – возросло многократно. Такие изменения затрудняют бизнес, особенно за пределами государства, поскольку кроме вышеперечисленного в значительной мере на них оказывают влияние организации, выступающие за соблюдение прав человека, контролирующие изменения парниковых газов, Гринпис и ряд других. Как результат, все это можно отнести к репутационным рискам, а их стоимость в итоге окажется губительной для бизнеса предприятий [4]. В такой многозначной и многофакторной среде компании вынуждены обладать информацией о возможных репутационных угрозах как во внешней, так и во внутренней среде организации, анализировать эту информацию с помощью современных методов и пытаться выработать меры по предотвращению или, по крайней мере, смягчению ее влияния.
    Таким методом может быть, на наш взгляд, метод альянсов, когда партнеры и другие заинтересованные стороны, иногда даже потенциальные потребители, объединяют усилия с целью координации действий по «спасению» деловой репутации компании, причем эти действия должны быть адекватными и быстрыми. Многие компании, тем не менее, полагаются преимущественно на отделы по связям с общественностью, которые не могут в должной мере заниматься мониторингом и исследованием возможных репутационных угроз. Более того, зачастую традиционные отделы по связям с общественностью не имеют опыта общения с неправительственными организациями, а у менеджеров, которые занимаются производственной деятельностью, хватает времени только на осознание важности поддержания деловой репутации компании. Поток внешней информации также может быть препятствием в случае, когда у компании отсутствуют методологические наработки отслеживания и измерения репутационных рисков.
    Как результат, реакция на репутационные проблемы может быть одной из следующих: незамедлительной, «от случая к случаю», оборонительной, но в любом случае необоснованной, что представляется не совсем верным применительно к современной экономической действительности. Проблема поддержания деловой репутации компании на соответствующем уровне является настолько важной, что требует быстрого принятия необходимых решений не только на уровне отдела по связям с общественностью, но и в процессе вовлечения в эту деятельность всего персонала.

    Список использованной литературы

    1. Макеев В. Стратегия развития деловой репутации и ее влияние на имидж организации // Власть. 2009. № 3. С. 52–56.
    2. Рева В.Е. Управление репутацией. М.: Дашков и Ко, 2009.
    3. Brammer S., Brooks C., Pavelin S. Corporate Reputation and Stock Returns: Are Good Firms Good for Investors // Social Science Research Network (SSRN). 2004. December. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=637122.
    4. Harrison K. Why a Good Corporate Reputation is Important to your Organization // Cutting Edge PR. 2009. URL: http://www.cuttingedgepr.com/articles/corprep _important.asp.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2