ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Исследование предпринимательской деятельности как основы экономических отношений субъектов хозяйствования

RESEARCH OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AS BASIS FOR ECONOMIC RELATIONS OF BUSINESS ENTITIES



А.Г. Бездудная
М.Г. Трейман
A.G. Bezdudnaya
M.G. Treiman
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой производственного менеджмента и инноваций ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и организации производства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
head of the Department of Production Management and Innovations, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Economics and Organization of Production, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • предпринимательская деятельность
  • внешняя и внутренняя среда
  • субъекты экономической деятельности
  • микроокружающая среда
  • ситуационные факторы
  • рисковый характер деятельности
  • корпоративное предпринимательство
  • Keywords:

  • entrepreneurial activity
  • internal and external environment
  • economic entities
  • microenvironment
  • situational factors
  • risk nature of activity
  • corporate entrepreneurship
  • В статье рассматриваются методы, субъекты и структура предпринимательской деятельности, а также статистическая информация о предпринимательстве в России. Совершенствование принципов предпринимательства позволит государству успешно развиваться в постоянно изменяющихся экономических условиях, поэтому выбранная тема является актуальной и значимой.
    В работе использованы методы анализа и синтеза, которые позволяют наиболее точно охарактеризовать предпринимательскую деятельность предприятий и организаций. Авторами уточнена и развита теоретическая и методологическая база науки экономики предпринимательства, а также подробно рассмотрены элементы внешней и внутренней среды субъектов предпринимательства и факторы, оказывающие на них непосредственное влияние как в положительном, так и в отрицательном аспекте.

    We consider methods, subjects and structure of entrepreneurial activity as well as statistics concerning entrepreneurship in Russia. Improving the principles of entrepreneurship will contribute to successful development of the country under permanently changing economic conditions, which makes the research relevant and important.
    We apply the methods of analysis and synthesis to give a precise characteristic of entrepreneurial activity of businesses and organizations. We specify and develop theoretical and methodological basis of entrepreneurship as a science and fully consider the elements of external and internal environment as well as factors directly affecting them both positively and negatively.

    Обзор статьи

    Как известно, предпринимательская деятельность является особой формой экономической активности хозяйствующих субъектов экономических отношений и регулирует риски и прибыль от ее осуществления. Особенности и уклады предпринимательства формировались годами, и страны с рыночной экономикой имеют преимущества в формировании «предпринимательской культуры».
    Ученый Ф. Хайек в своих работах отмечал, что частные лица, готовые заниматься предпринимательской деятельностью, в соответствии составляют примерно одинаковую долю. В большинстве развивающихся стран предпринимательство ограничено в своей деятельности в связи с особенностями законодательной базы государств, их традиций и обычаев [2].
    Одним из традиционных экономических определений предпринимательства является следующее – это самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность субъектов права (физических и юридических лиц), которая осуществляется на рисковой основе (в «рисковой» зоне находится имущество и денежные активы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).
    К основным признакам осуществления предпринимательской деятельности относится: финансовая ответственность, экономическая самостоятельность, инициативность, рисковый характер деятельности. Данное определение несет в своей основе ряд неточностей – отсутствуют признаки «инновационности» деятельности, динамичного характера и мобильности, необходимости введения новых методов, принципов, технологий для субъектов хозяйствования [4].
    Известный экономист Й. Шумпетер дал другое определение «предпринимательства»: это субъекты экономической деятельности, к основным функциям которых относится создание новых комбинаций и коалиций между активными участниками экономического процесса. В то же время, Й. Шумпетер считает, что создание ограниченного круга частных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, является в корне неверным подходом к осуществлению механизмов предпринимательства, поскольку к предпринимателям необходимо относить всех работников организации, осуществляющих его основные функции (работников-инноваторов, а также тех, кто осуществляет эту функцию эпизодически: юристов, экономистов, менеджеров, аудиторов и др.) [1].
    Идентификация предпринимательской деятельности определяется двумя аспектами: статусным и функциональным. Й. Шумпетер признает только функциональный аспект, но не статусный. В роли предпринимателя выступает лицо, которое непосредственно осуществляет инновационную деятельность (внедряет инновацию), но перестает быть таковым в тот момент, когда она начинает самостоятельно функционировать как основная экономическая система [1].
    Отметим, что условным является определение предпринимателей как класса – эта группа отсутствует как класс, отличительной особенностью предпринимателей является стиль их жизни [11].
    Предприниматели, как общественная группа, отличаются своей немногочисленностью. Общая человеческая масса редко склонна к инновационной деятельности. Разбивка по типам предпринимательской деятельности представлена на рис. 1.
    Отметим, что индивидуальных предпринимателей больше, чем юридических лиц, и наиболее активно на сегодняшний день развиваются микропредприятия.
    Объем продажи товаров по индивидуальным предпринимателям представлен на рис. 2.
    Динамика объемов выручки за 2008–2016 гг. показывает, что объемы производства индивидуальных предпринимателей возросли на 76,7%, и тенденции к росту продолжаются до сих пор [12].

    В зависимости от характерных черт деятельности определяется субъект предпринимательства, что, в сущности, определяет его природу, то есть новаторской деятельностью занимаются менеджеры, а основные риски ложатся на собственников.
    Корпоративное предпринимательство имеет ряд принципиальных отличий от классического варианта – в капиталистические времена предприниматель являлся ключевой фигурой экономического процесса, а в настоящее время эти позиции, по мнению Дж. Гэлбрейта, заняла «техноструктура», к которой относятся руководители-менеджеры высшего звена и специалисты, отвечающие за слаженность рабочих процессов на предприятии [9; 13].
    На предприятии или в любой другой организации функции власти распределены между рядом менеджеров высшего звена, эффективное управление производственной системой возможно при разделении властных функций между определенным количеством менеджеров. По совокупности деловых качеств менеджеры существенно отличаются от индивидуальных предпринимателей. Менеджеры предпочитают работать в команде, и им присущ коллективный подход к решению задач, тогда как для
    индивидуальных предпринимателей предпочтителен индивидуализм и жесткость в решении вопросов [3; 6].
    Экономические интересы категории предпринимателей и менеджеров существенно отличаются друг от друга. Собственник стремится к максимизации прибыли любыми путями, так как рост доходов гарантирует его социальное благополучие. В большой корпорации элементы высшего менеджмента отстраняют собственников и учредителей от управления и руководства в связи с их некомпетентностью. В настоящее время структуры с использованием наемных менеджеров заменили традиционные предпринимательские структуры, характерные для капиталистического развития.
    Согласно этим тенденциям в современных условиях рыночной экономики прослеживается рассредоточение управленческой функции в предпринимательстве в части развития производства, инновационной деятельности организаций и усложнения экономических процессов и взаимодействий в сфере предпринимательства.
    Осуществление предпринимательской деятельности заключается в реализации основных функций, а не в выделении одного из признаков предпринимательства, даже относящегося к основному.

    Список использованной литературы

    1. Асаул А.Н., Владимирский Е.А., Гордеев Д.А., Гужва Е.Г. [и др.]. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. С. 280.
    2. Бездудная А.Г., Пашина М.А. Научно-методические основы конкурентоспособности предпринимательских структур // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12. Ч. 4 (53-4). С. 933–936.
    3. Босчаева З.Н., Босчаев С.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов. М.: Экономика, 2012. С. 252–254.
    4. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976. С. 118–120.
    5. Гражданкин В.А., Гражданкина О.А., Карвонен А.Е. Экономика предпринимательства: проблемы теории и практики: монография / под ред. проф. Б.В. Лашова. СПб.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 2011. 179 с.
    6. Колпакиди Н.Н. Экономика предпринимательства: электронный курс / С.-Петерб. акад. упр. и экономики, Ин-т разраб. и внедрения дистанц. технологий и инновац. обучения. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2011.
    7. Ресурсный центр малого предпринимательства: [сайт]. URL: http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 17.09.2017).
    8. Старовойтов М.К., Александров А.В., Лукьянов Г.И., Шиповская О.Н. Тенденции развития и особенности обеспечения конкурентоспособности современного предпринимательства: монография. Волгоград: ВолгГТУ, 2013. 160 с.
    9. Управление изменениями // Managing change: креативная экономика и социальные преобразования в мультикультурном мире: материалы Международной научной конференции (2011, Самара) / под ред. А.В. Бирюкова, В.И. Ионесова. Самара, 2011. 407 с.
    10. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.09.2017).
    11. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995. 540 с.
    12. Экономика предпринимательства: теория и практика // Business enterprice: theory and practice: сборник материалов Международного научного e-симпозиума, Россия, г. Москва, 29–31 января 2014 г / науч. ред.: проф. Гапонова С.Н. Киров. М.: МЦНИП, 2014.
    13. Ющенко А.Л. Развитие региональной системы предпринимательства: монография. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. 101 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2