ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Некоторые аспекты оперативно-розыскного предупреждения преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр

ON SOME ASPECTS OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE PREVENTION OF CRIMES RELATED TO ILLEGAL ORGANIZATION OF GAMBLING



А.А. Папирник
A.A. Papirnik
ardex212@ya.ru
подполковник полиции, старший оперуполномоченный по особо важным делам 6 отдела оперативно-розыскной части Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
lieutenant-colonel of police, senior operative officer for high-profile cases, 6-th Division of Operative Investigative Department, Department of Economic Security and Anti-Corruption Operations, Ministry of Internal Affairs General Directorate for Saint-Petersburg and Leningrad region
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • оперативно-розыскное предупреждение незаконной организации и проведения азартных игр
  • предупредительные меры
  • незаконный игорный бизнес
  • профилактируемые лица
  • профилактический учет
  • Keywords:

  • operational investigative prevention of illegal organization of gambling
  • preventive measurers
  • illegal gambling
  • individuals under prophylaxis treatment
  • prophylaxis watch list
  • В статье подробно проанализирован ряд специфических особенностей оперативно-розыскного предупреждения преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр.
    Автором рассмотрены вопросы правового регулирования оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного игорного бизнеса, организации деятельности оперативных подразделений полиции по организации оперативно-розыскного предупреждения данного вида противоправной деятельности. Выделены отдельные направления в деятельности оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД по предупреждению преступлений в сфере организации и проведения азартных игр. Приведен обобщенный алгоритм деятельности территориальных подразделений ЭБиПК ОВД по оперативно-розыскному предупреждению незаконной организации и проведению азартных игр и рассмотрены основные его элементы. Также предложено авторское определение оперативно-розыскного предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр.

    The article provides a comprehensive analysis of some specific features of operational investigative prevention of crimes dealing with illegal organization of gambling.
    The author focuses on general matters related to legal regulation of the prevention of crimes dealing with gambling and touches upon organizational matters with regard to special police forces activity arrangements aimed at preventing this particular type of illegal activities. Separate lines of action are classified within Departments of Internal Affairs for prevention of gambling structural operational forces ensuring economic security and responsible for countering corruption. A generalized algorithm of actions is introduced to regulate the activities of territorial economic security enforcement units and corruption countering forces with articulating the author's own definition of operational investigative prevention of crimes related to illegal organization of gambling.

    Обзор статьи

    Положениями Федерального закона от 23.06.2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ установлено, что профилактика правонарушений – это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Система профилактики правонарушений – это совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений. К субъектам профилактики правонарушений относятся федеральные органы исполнительной власти, в том числе структурные подразделения органов внутренних дел [1].
    Эффективность предупредительных мер в общей системе противодействия рассматриваемому виду преступлений обеспечивается их комплексным многоуровневым характером, согласованной работой тех субъектов, которым определена соответствующая компетенция по их реализации. При этом реализация такого направления государственного надзора, как предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в первую очередь, относится к компетенции оперативных подразделений Экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК) МВД России.
    Учитывая специфические черты незаконного игорного бизнеса, мы можем выделить следующие направления в деятельности оперативных подразделений ЭБиПК ОВД по предупреждению преступлений в сфере организации и проведения азартных игр:
    - поиск информации о лицах, которые могут принять участие в подготовке и совершении рассматриваемых преступлений в связи с их криминальным прошлым (ранее судимы за аналогичные преступления), антиобщественным поведением, профессиональными навыками (проходили по проверочным оперативным, иным материалам как сотрудники игровых заведений), наличием связей с преступными элементами (организаторами незаконных азартных игр), оказывающими на них негативное влияние;
    - постановка выявленных лиц на профилактический учет и осуществление профилактического наблюдения (в отдельных случаях с заведением дел оперативного учета) в целях контроля за их образом жизни, поведением, наиболее криминально активными связями, представляющими оперативный интерес в связи с высокой степенью вероятности совершения преступления (участие в организации и функционировании нелегального игрового заведения);
    - сбор с помощью негласных сил, средств и методов ОРД информации о поведении контролируемых лиц, необходимой для своевременного выявления ситуаций, требующих применения мер профилактического корректирующего воздействия.
    Вместе с тем, действующая законодательная и ведомственная нормативная база, а также правоприменительная практика в сфере предупреждения преступлений, связанных с организацией и проведением азартных игр, постоянно обновляются, и в настоящее время они предусматривают применение в предупредительной работе не только мер коррекционного воздействия, но и мер уголовно-правового пресечения, что предусмотрено статьей 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» – индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений. Положениями статьи 16 установлено, что основанием для применения специальных мер профилактики правонарушений является решение суда или решение одного из субъектов профилактики правонарушений, указанных в части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона [1].
    Планируя меры оперативно-розыскного предупреждения, необходимо учитывать характерные черты современного игорного бизнеса: это соблюдение преступниками строгой конспирации при подготовке и проведении незаконных азартных игр в нелегальных игровых заведениях, наличие общего корыстного умысла у всех участников преступления, которые формируют корпоративную сплоченность в достижении общей корыстной цели. Указанные характерные черты существенно затрудняют выявление таких организованных групп на ранних этапах развития преступления, особенно на стадиях формирования преступного умысла и первичных действий по его воплощению.
    С учетом особенностей данных преступлений предупредительная составляющая чаще всего может быть реализована на более поздних стадиях развития преступного замысла в двух типовых ситуациях:
    - первая типовая ситуация предусматривает пресечение действий по подготовке преступления, когда сами действия не содержат признаков состава преступления;
    - вторая типовая ситуация характеризуется такими действиями контролируемых лиц, которые содержат состав отдельного вида преступлений, и требует применения мер уголовно-правового пресечения уже начавшегося длящегося преступления.
    Оценивая превентивное значение оперативно-розыскного предупреждения преступлений, следует принимать во внимание тесную связь, последовательность возникновения вышеуказанных ситуаций в развитии преступного поведения. В связи с этим оперативный контроль должен быть непрерывным, что и позволяет своевременно выявить вышеуказанные ситуации. Пресечение действий по незаконной организации азартных игр в первой типовой ситуации, когда действия контролируемых лиц явно направлены на достижение преступного замысла, – это деятельность по выявлению лиц и формирующихся преступных групп, готовящихся к совершению преступлений, и принятие конкретных мер в целях прекращения их преступных действий [4].
    Однако следует учитывать, что действия контролируемых лиц в первой типовой ситуации не содержат признаков преступления – это могут быть действия по подбору сотрудников для игрового заведения, приобретению игрового оборудования, аренда и оборудование помещения и т.п. Подобные действия охватываются сферой гражданско-правовых отношений, которые, как ранее было отмечено, не содержат признаков преступления и не могут являться основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Отсутствие оснований, предусмотренных положениями статьи 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», делает оперативно-розыскное вторжение в данную сферу недопустимым. В данной ситуации может решаться ограниченная задача пресечения преступления с использованием мер только административного характера.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Аванесов Г.А. [и др.]. Криминология / под ред. Г.А. Аванесова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 334, 335.
    3. Зеленская Т.В. Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2007. С. 74.
    4. Климов И.А. [и др.]. Оперативно-розыскная деятельность / под ред. И.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 42.
    5. Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 20.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2