ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Гарантии прав и свобод человека и гражданина: теоретико-методологический аспект

GUARANTEES OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT



Л.А. Голубева
С.С. Рудомётов
L.A. Golubeva
S.S. Rudometov
golubeva.giefpt@yandex.ru
rudometovss@gmail.com
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук
сотрудник IFL Group
Associate Professor of the State Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies. PhD in Law
IFL Group officer
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • гарантии
  • права
  • свобода
  • виды гарантий
  • реализация субъективных прав
  • правовые институты
  • гражданин
  • юридические факты
  • Keywords:

  • guarantees
  • rights
  • freedom
  • forms of guarantees
  • exercising subjective rights
  • legal institutions
  • citizen
  • legal facts
  • В статье проанализировано понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина с точки зрения различных подходов к правопониманию.
    Авторы рассматривают существующие виды гарантий, проводят анализ существующей правовой действительности с точки зрения реальной гарантированности прав и свобод человека и гражданина, а также определяют взаимодействие гарантий с иными правовыми явлениями.

    The article analyzes the concept of guarantees of human and civil rights and freedoms in terms of diverse approaches to understanding of law.
    At the same time, in modern conditions the legal regulation permeates all aspects of society, so the balance between various kinds of rights on the part of various entities plays a key role. The power structures do not suppress the rights and freedoms of the individual openly nowadays, so it is the active use and protection of their rights through the existing procedural forms that will serve as a basic guarantee for sustainable development and protection of individual rights in modern society.

    Обзор статьи

    Согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Как нам кажется, достаточно известно, что сам факт признания прав и свобод человека и гражданина обладает неизмеримой аксиологической ценностью в исторической ретроспективе. Современное право в нынешнем его виде сформировалось не так давно, особенно если говорить о круге субъектов, которые в принципе могли выступать в качестве формально равных субъектов права. Тем не менее, закрепление субъективных прав в нормативно-правовых актах ещё не является достаточным основанием для того, чтобы право пронизывало общественные отношения эффективно, обладая свойством легитимности. Для этого нужны гарантии, то есть определённый комплекс мер, который направлен на обеспечение прав личности.
    Что собой представляет гарантия в самом общем виде? По мнению Н.В. Витрука, под гарантиями прав личности понимаются «те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для всех и каждого» [1. С. 305]. Далее автор конкретизирует, что средства – это и есть условия, только специальные, которые по своей сути являются юридическими. Также встречается мнение, что «простого закрепления (прав) недостаточно, необходима система гарантий … обеспечивающих реализацию прав и свобод на практике» [6. С. 301].
    Чтобы убедиться в необходимости именно системы гарантий, можно привести следующий пример. Предположим, у нас есть такая специально-юридическая гарантия, как право на обращение в суд. Для конкретизации данной гарантии и установления конкретного алгоритма последовательных действий принимается, например, гражданский процессуальный кодекс. Достаточно ли этого для воплощения такой гарантии в жизнь, чтобы обеспечить защиту субъективных прав личности? Однако ведь можно допустить (как и действительно бывает), что там могут содержаться существенные недостатки, что не позволит суду в каждом случае принимать своевременное и правильное решение, так как, например, распределение бремени доказывания, исходя из общих положений ГПК, было непосильным. Это лишь одна сторона вопроса, на которую очень часто обращают внимание в юридической литературе.
    Другой же стороной вопроса являются очевидные вещи: гарантия, предоставляющая субъектам право обращаться в суд, начнёт реально действовать лишь тогда, когда эти субъекты обратятся в суд. Теоретически – этого достаточно для существования такой юридической гарантии, как право на обращение в суд. Но тут же появляется необходимость узнать, а существует ли такой суд в реальности, куда именно подавать документы, в какое время. А что такое суд в реальности? Это соответствующее помещение, оборудование, кадровый состав, наличие квалифицированных специалистов и многое другое.
    Убедившись в невозможности существования гарантий в качестве других форм, кроме именно системы мер, появляется следующий вопрос: что обеспечивает гарантия: фактическую реализацию субъективных прав или же потенциальную возможность их реализации? Обращаясь к предыдущему примеру с правом на обращение в суд, можно предположить, что в суд некоему субъекту необходимо обратиться для признания за ним права собственности, например, на земельный участок. Сама по себе возможность обращения в суд с различных точек зрения (аксиологической, идеологической и т.д.) чрезвычайно важна, но эта возможность лишь потенциально «обещает» заинтересованному субъекту достижение желаемого результата.
    В целом вопрос о том, что представляют собой гарантии, подробно изучен в юридической науке, особенно это касается общих гарантий прав и свобод личности. Никто не отрицает, что социально-экономические условия и политическая обстановка, политико-правовая культура и ряд других факторов оказывают прямое влияние на возможность полноценной реализации прав личности в современном обществе.
    Таким образом, под гарантиями прав личности можно понимать систему общих и специальных мер, признаваемых, осуществляемых и поддерживаемых обществом и государством с целью предоставления личности возможности беспрепятственно реализовывать свои права, которые создают общий фон социально-культурных и политических условий, на функционирование всей системы в целом.
    Традиционно в отечественной юридической литературе выделяют два вида гарантий прав личности – это общие (они же – общесоциальные) и специальные (или же – специально-юридические). Также существует мнение, что третью группу составляют организационные гарантии, так как они не могут быть определены в качестве подвида общих или специальных гарантий.
    Соответственно, общесоциальные гарантии – это лишь собирательное наименование, так как данный вид гарантий включает в себя экономические, социальные, политические и духовные или культурные гарантии прав. Если говорить о природе общесоциальных гарантий, то они представляют собой суммарное выражение огромного количества показателей, которые тем или иным образом могут охарактеризовать общество (уровень развития демократии, степень легитимности конкретного политического института, уровень безработицы, доход на душу населения и т.д.). Данные показатели, наверное, невозможно объединить в единую конструкцию, так как в настоящее время не существует методологического подхода с конкретным инструментарием, позволяющим объединить достижения всех наук об обществе воедино, да ещё и отображать подобного рода показатели в режиме реального времени. Также следует учитывать, что гарантии должны оказывать положительное влияние на индивидов, которые реализуют свои субъективные права.
    Социальные гарантии прав личности представляют собой некие общие, положительные условия существования индивидов, в целом обеспечивающие благосостояние общества и отдельных его представителей. Под социальным благосостоянием понимается «ощущение гражданами безопасности, психологического и материального комфорта, развитие индивидуальных способностей и качеств, свободу предпринимательства и т.п.» [8. С. 441]. К сожалению, очень сложно сказать, что именно является положительным, а что – отрицательным в социальной сфере, а тем более определить, как к этому относится конкретно взятый человек.

    Список использованной литературы

    1. Витрук Н.С. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 448 с.
    2. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. М.: Юристъ, 2003. 303 с.
    3. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
    4. Иванов С.В. Понятие и сущность конституционно-правовых гарантий // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 2 (47). С. 68–74.
    5. Иеринг Р. Борьба за право / пер. с нем. М., 1991.
    6. Кененова И.П., Троицкая А.А, Шустров Д.Г. Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях. М.: КРАСАНД, 2015. 720 с.
    7. Матузов H.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 294 c.
    8. Постклассическая онтология права: монография / под ред. И.Л. Честнова. СПб.: Алетейя, 2016. 688 с.
    9. Социалистическое правовое государство: Концепция и пути реализации / ред.-сост. Э.А. Чиркин; отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Юрид. лит.,1990. 320 с.
    10. Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа: Уфимская высшая школа, 1990. 159 с.
    11. Югов А.А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей – ключевой компонент подлинного народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7. С. 2–6.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2