Использование инструментов этического регулирования в академической среде: этические кодексы ведущих университетов мира

APPLYING TOOLS OF ETHICAL REGULATION IN ACADEMIC ENVIRONMENT: CODES OF ETHICS OF LEADING INTERNATIONAL UNIVERSITIES



Е.В. Корчагина
Ye.V. Korchagina
elena.korchagina@mail.ru
профессор Высшей торгово-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор экономических наук, доцент
professor, Higher School of Commerce and Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • этический кодекс
  • моральное регулирование
  • стандарты поведения
  • академическая среда
  • ведущие университеты
  • этическое регулирование университетской среды
  • Keywords:

  • code of ethics
  • moral regulation
  • behavior standards
  • academic environment
  • leading universities
  • ethical regulation of university environment
  • Этические кодексы считаются одним из наиболее эффективных инструментов морального регулирования в бизнес-среде. В то же время они уже достаточно давно и эффективно используются и в ведущих университетах мира. В статье представлен анализ основных положений этических кодексов ведущих мировых университетов. Выявлены основные направления этического регулирования университетской среды. Сделаны выводы о сходстве и различиях подходов к этическому регулированию в ведущих мировых университетах, а также в академической и бизнес-среде.

    Codes of ethics are believed to be one of the most effective tools of moral regulation in business environment. At the same time, they have long been applied effectively at leading universities of the world. We introduce the analysis of the key theses of the codes of ethics of leading international universities. The main directions of ethical regulation of university environment are distinguished. We make conclusions about similarities and differences in approaches to ethical regulation in leading international universities as well as in academic and business environment.

    Обзор статьи

    Среди всех инструментов морального регулирования, имеющихся в арсенале бизнес-структур, наиболее популярным и часто используемым является этический кодекс. Практически все крупные компании как за рубежом, так и в России разрабатывают собственные корпоративные этические кодексы. Кодекс корпоративной этики позволяет: четко и конкретно описать корпоративные нормы и ценности, обеспечивая однозначность их понимания всеми сотрудниками компании; сформировать прозрачные правила поведения и принципы построения взаимоотношений как внутри компании, так и между представителями компании и ее ключевыми стейкхолдерами; разработать систему рассмотрения спорных с этической точки зрения ситуаций; ввести санкции за нарушение этических принципов организации; сформировать и укрепить корпоративную культуру; улучшить внешний и внутренний корпоративный имидж; облегчить адаптацию новых сотрудников и т.д.
    Все перечисленные выше задачи этического кодекса актуальны не только для сферы бизнеса, но и для академической среды. Большинство ведущих университетов мира имеют сформированные и успешно работающие этические кодексы. В то же время для российских университетов это достаточно новое явление. Можно говорить о том, что инструменты этического регулирования академической среды находятся в нашей стране в стадии формирования. В этой связи интересно рассмотреть вопросы этического регулирования на примере ведущих мировых университетов. Для нашего анализа в силу ограниченности объема статьи были выбраны четыре ведущих университета: Гарвардский, Калифорнийский технологический, Кембриджский и Оксфордский.
    Комплекс этического регулирования Гарвардского университета состоит из ряда документов. В него входит кодекс чести, кратко формулирующий основные принципы академической этики для всего академического сообщества, включая как преподавателей, так и студентов: научная честность, соблюдение стандартов научного творчества, запрет на плагиат и т.д. [1]. Также существует отдельный свод правил, направленный на регулирование студенческого поведения. Он носит более конкретный характер и уделяет большое внимание таким вопросам, как создание безопасной среды и запрет физического насилия; честность, уважение к частной и государственной собственности; запрет на сексуальное насилие и сексуально неприемлемое поведение; запрет на хранение и употребление алкоголя и наркотиков, а также азартные игры на территории кампуса; запрет на использование бренда и логотипа университета при ведении студентами предпринимательской деятельности; ограничение на использование ресурсов университета на не связанные с образовательной деятельностью задачи; запрет на «дедовщину» и т.д. [2]. Многие пункты кодекса содержат отсылки к законодательным актам, т.е. студенческий кодекс выполняет также напоминающую и разъясняющую функции.
    Этический кодекс Калифорнийского технологического института носит в основном декларативный характер, выделяя одиннадцать ключевых ценностей и принципов, которым должен следовать любой сотрудник, преподаватель и студент. Среди ключевых положений кодекса выделены: стремление к превосходству как обязательство совершенствовать исследовательские процессы, ответственный и прозрачный подход к организации деятельности; честность во всем и ответственность за результаты всех действий; обеспечение открытого, честного и ответственного дискурса от всех членов сообщества, независимо от положения, продолжительности работы в институте или роли в проектах, вежливое отношение к коллегам; уважение и содействие свободе исследований: поощрение исследовательского любопытства, создание условий для развития исследований; создание поддерживающего и разнообразного сообщества: отношение ко всем членам коллектива с уважением, поддержка разных мнений, идей и перспектив, забота о здоровье и благополучии всех членов сообщества; поддержка образования: использование передового опыта в образовании на всех уровнях, в т.ч. формально и неформально; ответственный подход к работе: полное выполнение всех обязанностей в рамках своих компетенций, ответственное использование ресурсов Института, включая оборудование и объекты, финансы и сотрудников, забота об окружающей среде; защита интересов стейкхолдеров: открытость в отношениях с учениками, их родителями, сотрудниками, менеджерами, правительством, внешними агентствами, налогоплательщиками, донорами и спонсорами, а также другими категориями стейкхолдеров, приверженность самым высоким стандартам честности в экспертных обзорах, научных оценках и рекомендациях; создание и поддержка безопасной среды для обучения и работы, поддержка физического, умственного и эмоционального благополучия членов сообщества; полное соблюдение местных, государственных и федеральных законов и правил; приверженность Институту и его миссии, продвижение бренда Института во внешней среде [3]. Важным моментом является то, что каждый член сообщества несет личную ответственность за включение этих принципов в его собственные действия. В случае возникновения спорных с этической точки зрения ситуаций каждый член сообщества может обратиться на «горячую линию» этического регулирования.
    Комплекс этических документов Кембриджского университета включает в себя несколько документов: этическую декларацию, этический кодекс для исследователей, стандарты поведения для студентов. Этическая декларация включает в себя общие принципы сообщества: вести дела на законных основаниях, этично и честно; избегать коррупционных практик и т.д. Этический кодекс университета Кембриджа делает акцент на исследовательской этике. Он включает в себя положения об уважении к автономии участников исследования, минимизации возможного вреда в процессе исследования, максимальную отдачу от исследования, честность и прозрачность исследовательских процедур и методов, корректность выводов по результатам исследования [4]. Этический кодекс для студентов запрещает: все формы нечестного поведения, включая предоставление ложной информации, подделку, изменение или неправильное использование документов; препятствование преподаванию, исследованиям, администрированию или другим направлениям деятельности; злоупотребления и домогательства, нетолерантное поведение; поведение или деятельность, которые могут поставить под угрозу безопасность самого студента и других лиц; вандализм, нанесение ущерба имуществу, кражи; несанкционированное использование алкогольных напитков; курение на территории кампуса; несанкционированное использование имущества, включая программное обеспечение; несоблюдение указаний должностных лиц и т.д. [5]. Студенческий этический кодекс также фиксирует санкции за нарушение этических принципов университета. Кроме того, он четко структурирует процесс рассмотрения возникающих этических проблем, формируя алгоритм принятия решений по конфликтным вопросам. Академическая нечестность или плагиат рассматриваются в отдельной академической политике.

    Список использованной литературы

    1. Harvard Honor Code. URL: https://honor.fas.harvard.edu/honor-code (дата обращения: 20.10.2017).
    2. Standards of Conduct in the Harvard Community. URL: http://static.fas.harvard.edu/registrar/ugrad_handbook/current/chapter5/standards_conduct.html (дата обращения: 30.09.2017).
    3. Caltech Code of Conduct. URL: https://codeofconduct.caltech.edu/ (дата обращения: 20.10.2017).
    4. Research Integrity. The University of Cambridge. URL: https://www.research-integrity.admin.cam.ac.uk/research-ethics/ethical-review (дата обращения: 20.10.2017).
    5. The Student Code of Conduct. URL: http://www.cambridgecollege.edu/academic-policies-procedures/student-code-conduct (дата обращения: 20.10.2017).
    6. Research Integrity. Research Support. University of Oxford. URL: http://researchsupport.admin.ox.ac.uk/governance/integrity (дата обращения: 20.10.2017).
    7. University Conduct Regulations. University of Oxford. URL: https://www.ox.ac.uk/students/academic/conduct?wssl=1 (дата обращения: 20.10.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2