ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы управления жилищно- коммунальными услугами в современных условиях

ON HOUSING AND COMMUNAL SERVICES MANAGEMENT IN TODAY'S ENVIRONMENT



А.Н. Петров
В.С. Чекалин
A.N. Petrov
V.S. Chekalin
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
первый проректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры государственного и территориального управления ФГБОУ ВО «Санкт–Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
First Vice-Rector, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
Professor, the Department of State Territorial Management, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • система жилищно-коммунальных услуг
  • проблемы жилищно-коммунального обслуживания
  • факторы, определяющие уровень и качество предоставления услуг
  • Keywords:

  • housing and communal services system
  • challenges of housing and communal services
  • factors, determining efficiency of services supplied
  • В статье рассматривается система предоставления жилищно-коммунальных услуг в российских городах, выявляются факторы, определяющие уровень и качество этих услуг, приводится ретроспектива развития этой системы в течение последних десятилетий. Авторами характеризуются различные аспекты нарастания проблем в данной сфере и с учётом имеющегося позитивного отечественного и зарубежного опыта формулируются принципы построения рациональной системы предоставления жилищно-коммунальных услуг в системе сложившихся взаимоотношений потребителей и производителей, подрядчиков и заказчиков, органов власти и прочих участников данного процесса. Кроме того, предлагаются варианты решения проблем и пути повышения уровня и качества жилищно-коммунальных услуг.

    The article touches upon the existing housing and communal services supply system in the Russian cities and reveals factors determining the overall effectiveness of these services in the context of the retrospective analysis of the development of the system over the past few decades. The authors describe aspects of problems increase in this area. Furthermore given existing positive domestic and foreign practices whereof they formulate basic principles of constructing an efficient system of providing housing and communal services in the context of current relationships between consumers and producers, customers and contractors, administrative authorities and other parties being involved into the process. Ways of solving relevant problems and methods of increasing the efficiency of housing and communal services are therein proposed.

    Обзор статьи

    Жилищно-коммунальные услуги составляют важный аспект жизнедеятельности человека и являются весомым элементом при оценке уровня и качества жизни. Существующая система жилищно-коммунального обслуживания складывалась в течение длительного времени, но до сих пор не вполне удовлетворяет потребности населения. Для неё характерно низкое качество предоставляемых услуг при ежегодном повышении соответствующих тарифов. При этом имеет место существенный разрыв цены и качества услуг в данной сфере. Другими словами, тарифы ежегодно возрастают, а качество остаётся, в лучшем случае, на прежнем невысоком уровне. Проводимые социологические опросы населения неуклонно свидетельствуют, что проблемы жилищно-коммунального обслуживания относятся к числу первоочередных проблем, с которыми сталкиваются жители большинства городов страны [11].
    Учитывая негативные стороны действующей системы жилищно-коммунального обслуживания, а также наличие значительных финансовых потоков, циркулирующих в этой сфере, неоднократно предпринимались попытки изменить ситуацию и включить экономические рычаги и стимулы для повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Многие из принимаемых мер проводились в рамках жилищно-коммунальной реформы, начатой ещё 20 лет назад [3]. И хотя ситуация в стране существенно изменилась, важнейшие идеи реформы остаются актуальными до сих пор. К их числу относятся повышение эффективности управления ЖКХ, развитие конкуренции, энергосбережение, упорядочение тарифной политики, адресная социальная помощь населению и др. Действующий Жилищный кодекс РФ и другие нормативные документы содержат необходимые правовые нормы для развития данной сферы [1], но реализация инициативных решений нередко наталкивается на значительное противодействие.
    Целью данной статьи является выявление реальных проблем сферы жилищно-коммунального обслуживания и определение путей развития данной сферы. В качестве основных задач данной работы отметим выявление причин низкого качества предоставляемых услуг, обоснование факторов, оказывающих существенное влияние на развитие данной сферы, а также рассмотрение возможностей развития системы жилищно-коммунального обслуживания в современных условиях.
    Проблемы оценки уровня и качества жилищно-коммунальных услуг и пути улучшения жилищно-коммунального обслуживания неоднократно рассматривались в литературе. Большинство работ посвящено рассмотрению тех или иных аспектов жилищно-коммунального обслуживания.
    Так, в работе С.А. Евсеевой значительное внимание уделено качеству предоставления жилищно-коммунальных услуг [7]. В диссертации М.Д. Мироновой подробно рассматриваются инновационные аспекты развития жилищно-коммунальной сферы [8]. В работах В.П. Пилявского акцент сделан на безопасности предоставления жилищно-коммунальных услуг [9], а А.Н. Ряховская исследует вопросы финансирования и ценообразования в данной сфере [10].
    Предлагаемая методология исследования предусматривает выявление важнейших аспектов проблемы жилищно-коммунального обслуживания населения, изучение факторов, оказывающих существенное влияние на уровень и качество жилищно-коммунальных услуг и обоснование принципов построения рациональной системы жилищно-коммунального обслуживания населения.
    На основании данного подхода предусматривается следующее изложение материала:
    ● Исследование содержания, состава и структуры системы жилищно-коммунального обслуживания населения.
    ● Краткая ретроспектива развития жилищно-коммунального комплекса за последние годы и выявление позитивных и негативных аспектов его развития.
    ● Выявление причин низкого качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей.
    ● Установление факторов, определяющих уровень и качество предоставляемых услуг.
    ● Обоснование условий формирования эффективной системы обслуживания потребителей в городах.
    ● Рассмотрение предложений по организации управления МКД в современных условиях.
    Жилищно-коммунальное хозяйство по составу подразделяется на две большие группы: жилищное хозяйство, включающее комплекс работ и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, и коммунальное хозяйство, предоставляющее потребителям коммунальные услуги: холодную и горячую воду, тепловую и электрическую энергию, вывоз и утилизацию твёрдых отходов и др. Причём, если жилищное хозяйство обеспечивает потребности жителей в услугах по содержанию и ремонту зданий, то коммунальные услуги предоставляются различным потребителям, включая промышленные предприятия, коммерческие фирмы, объекты торговли и общественного питания, бытового обслуживания, организации здравоохранения, образования, культуры и т.п.
    Из всего многочисленного перечня услуг ЖКХ в данной работе будем рассматривать только те, которые предоставляются жителям многоквартирных домов (МКД) в городах. Именно в жилом доме концентрируется комплекс услуг по эксплуатации зданий и коммунальному обслуживанию населения. За предоставление этих услуг жители ежемесячно вносят плату в соответствии с действующими тарифами. Именно здесь реализуется комплекс жилищно-коммунального обслуживания населения, хотя конкретные услуги предоставляют самые разные предприятия и организации: водоснабжения и канализации, энергоснабжения, вывоза отходов и многие другие. С некоторыми из этих организаций жители имеют прямые договорные отношения (электро-сбытовые, жилищно-эксплуатационные, газораспределительные), а с другими – лишь опосредованные (через посредников).

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» (в ред. 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе ЖКХ в РФ». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р «Стратегия развития ЖКХ РФ до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Евсеева С.А. Развитие менеджмента качества и устойчивость организаций ЖКХ: теория и методология: монография. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2016. 153 с.
    8. Миронова М.Д. Методология инновационного развития сферы жилищно-коммунальных услуг: автореф. дис. … д-ра экон. наук. Казань, 2011. 47 с.
    9. Пилявский В.П. Основы управления безопасностью населения и предпринимательских структур жилищно-коммунального комплекса мегаполиса: монография. СПб.: Астерион, 2008. 166 с.
    10. Ряховская А.И. Финансовая, ценовая и тарифная политика в сфере ЖКХ: основные проблемы, направления решения // Эффективное антикризисное управление. 2013. № 2(77). С. 58–65.
    11. Услуги ЖКХ: оценка пользователей // Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2015. 22 декабря. № 3005.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2