ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социальные технологии онлайн общения и краудсорсинга в инновационной деятельности корпораций

SOCIAL TECHNOLOGIES OF ONLINE COMMUNICATION AND CROWDSOURCING IN INNOVATIVE ACTIVITIES WITHIN CORPORATIONS



А.Ю. Булатецкая
A.J. Bulatetskaya
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», кандидат социологических наук
Associate Professor at the Department of Sociology, Perm State National Research University, PhD in Sociology
г. Пермь
Perm

Ключевые слова:

  • инновационная деятельность корпорации
  • социально-корпоративные технологии управления
  • социальные сети
  • технологии онлайн общения и краудсорсинга
  • организационные инновации
  • Keywords:

  • innovative activity of corporation
  • social and corporate technologies of management
  • social media
  • technology of online communication and crowdsourcing
  • organizational innovations
  • В статье рассматривается актуальная тема влияния социальных технологий онлайн общения и краудсорсинга на инновационную деятельность корпораций. В условиях формирования общества, основанного на знаниях, высокая конкурентоспособность корпоративного бизнеса обеспечивается за счёт активной инновационной деятельности, которая направлена на осуществление научных исследований и создание научно-технического потенциала по важнейшим направлениям производственной деятельности, трансформацию знаний в объекты интеллектуальной собственности и наукоёмкую продукцию, совершенствование технологий и организации производства, формирование условий для существенного повышения качества выпускаемой продукции и расширение масштабов конкурентоспособности предприятий и организаций корпорации. Активизация данной деятельности предполагает использование социально-корпоративных технологий управления и, в первую очередь, технологий онлайн общения и краудсорсинга в социальных сетях.

    The article is focused on a topical influence related issue dealing with social technologies of online communication and crowdsourcing and their impact upon innovative activities of enterprises. In developing a knowledge-based society high level of corporate business competitiveness is ensured by means of active innovative activity which is aimed at performing scientific researches and creating scientific and technological capacity throughout key lines of production activity as well as at transformation of knowledge into intellectual property objects and high technology goods. Besides the said competitive strength is aimed at developing technologies and production management, at creating conditions for essential improving the quality of the goods produced as well as at increasing the level of competitiveness of enterprises and creating corporations.
    The promotion of these activities provides for implementation of social and corporate technologies of management especially technologies of online communication and crowdsourcing in social media.

    Обзор статьи

    Переход российского общества на рыночные отношения в условиях формирования общества знаний предполагает совершенствование управления современными корпорациями как важнейшими компонентами системы экономических отношений. Современные корпорации, аккумулируя в своих активах значительные объёмы финансового капитала, материальных и человеческих ресурсов, имеют реальные возможности для технологического и инновационного развития экономики, создания в стране конкурентоспособной национальной инновационной системы.
    Практика показывает, что высокая конкурентоспособность корпоративного бизнеса обеспечивается за счёт активной инновационной деятельности. Однако в нашей стране уровень инновационной активности корпораций значительно отстаёт от ведущих стран мира, во многом она носит имитационный характер и не стремится к созданию собственных уникальных отечественных разработок, открытий и изобретений. Так, инновационная активность в обрабатывающей промышленности России характерна лишь для 12% корпораций, в то время как для развитых стран мира инновационная деятельность составляет более 50% [5]. Значительно хуже выглядит и ситуация с наличием в стране корпораций-инноваторов. Из общего количества крупнейших российских корпораций только 16% предприятий соответствуют понятию инновационной корпорации. В Германии и Японии таких корпораций насчитывается 35%, в Австрии, Франции и Бельгии – 45%, в Финляндии и Дании – 55% [6].
    Сложившаяся ситуация требует комплексной научной оценки состояния инновационной активности российских корпораций, определения факторов, влияющих на её эффективность, рассмотрения тенденций совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий и организаций в условиях трансформации экономики, анализа социально-корпоративных технологий управления инновационной деятельностью.
    Инновационная деятельность как комплексное понятие рассматривается учёными с точки зрения результата экономических, научно-технологических, производственных, финансовых и социальных изменений. Например, существует распространённая точка зрения на инновационную деятельность как деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках [9].
    По мнению Г.А. Мелекесова, инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования [7]. С точки зрения В.Д. Грибова, инновационная деятельность – «это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства» [4].
    В целом, инновационная деятельность корпорации направлена на осуществление научных исследований и создание научно-технического потенциала по важнейшим направлениям производственной деятельности, трансформацию знаний в объекты интеллектуальной собственности и наукоёмкую продукцию, совершенствование технологий и организации производства, формирование условий для существенного повышения качества выпускаемой продукции и расширение масштабов конкурентоспособности предприятий и организаций корпорации.
    Инновационная деятельность корпорации включает следующие основные направления:
    ● создание и внедрение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на совершенствование технологических процессов и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции;
    ● трансформация знаний в объекты интеллектуальной собственности и технологии, обеспечивающие создание научно-технологического задела;
    ● комплексное освоение рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг) и осуществление деятельности по коммерциализации разработанных инновационных продуктов и технологий;
    ● разработка современных инновационных педагогических технологий подготовки и повышения профессионального уровня работников предприятий и организаций;
    ● технологическое переоснащение и подготовка производственных процессов для выпуска инновационного продукта и применения современных технологий.
    Анализ инновационной активности российских предприятий и организаций показывает, что за последние годы происходит количественное сокращение организаций, осуществлявших технологические инновации, снижение инновационной активности корпораций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, уменьшение удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме произведённой продукции и выполненных работ. Так, например, удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в 2010 году в общем числе обследованных организаций составлял 9,5%, а в 2015 году – 9,3% [2].
    Активизация инновационной деятельности корпораций предполагает комплексное использование экономических, финансовых, правовых, социальных, организационных механизмов воздействия на качественные изменения в производственных процессах, структуре организации управления, корпоративной культуре компании.
    Особую роль здесь играют применение и использование организационных и социальных инноваций. Организационные инновации – это качественные изменения в структуре организации управления, в производственных процессах и корпоративной культуре компании, несущие в себе значительный неосязаемый компонент [1]. В соответствии с официальным документом ОЭСР [11. Р. 51] организационная инновация – это внедрение новых организационных методов в деловую практику компании, организацию труда в ней или во внешние связи компании.

    Список использованной литературы

    1. Богаевская О.В. Американские корпорации: механизмы сохранения лидерства в глобальной экономике. М.: ИМЭМО РАН, 2012.
    2. Варик В.С., Петрунина Д.С. Инновационная деятельность корпораций // Экономические науки. 2016. № 57-4.
    3. Воспроизводство интеллектуального капитала: колл. монография / под ред. д-ра социол. наук, проф. Я.А. Маргуляна. Пермь: ПГНИУ, 2016. 425 с.
    4. Грибов В.Д. Гpyзинoв B.П. Инновационная деятельность предприятия. М., 1999–2016. URL: http://www.inventech.ru (дата обращения: 15.05.17).
    5. Максимчук Е.В., Чикина Е.Д. Вопросы стимулирования инноваций в государственных структурах развития и на крупных предприятиях // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 3. С. 264–271.
    6. Мищенко Т.Л. Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1. С. 329–337.
    7. Мелекесов Г.А. Опыт инновационной деятельности вуза в контексте регионального развития. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/47.doc (дата обращения: 27.02.2017).
    8. Рогова А.В. Краусорсинг как инструмент социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.
    9. Теоретические и методологические основы инновационного менеджмента. URL: http://www.libsib.ru/innovatsionniy-menedzhment/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnoviinnovatsionnogo-menedzhmenta/vse-stranitsi (дата обращения: 24.10.2016).
    10. Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса // Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. М.: «АльпинаПаблишер», 2012. 288 с.
    11. Oslo Manual. Guidelines for collecting and Interpreting Innovation Data. 3d edition. OECD // Eurostat. 2005. P. 51.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2