ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие человеческого капитала региона путем формирования профессиональных компетенций у выпускников вузов

DEVELOPMENT OF REGIONAL HUMAN CAPITAL VIA DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF HIGHER SCHOOL GRADUATES



Н.С. Вязова
N.S. Vyazova
vikky.nataly@gmail.com
аспирант кафедры государственного управления и местного самоуправления ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
post-graduate student, the Department of State Management and Local Self-administration, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • человеческий капитал
  • рынок образовательных услуг
  • профессиональные компетенции
  • обучающаяся молодежь
  • конкурентоспособность молодежи
  • рынок труда
  • молодежное трудоустройство
  • Keywords:

  • human capital
  • market of educational services
  • professional competencies
  • young students
  • youth competitiveness
  • labor market
  • youth employment
  • Статья посвящена анализу одного из актуальных стратегических направлений социально-экономической политики государства: развитию человеческого капитала в целом, становлению, накоплению и развитию этого капитала в Северо-Западном регионе, в частности. Автором определены и рассмотрены проблемы, связанные с данным направлением, а также очерчена роль формирования профессиональных компетенций у выпускников вузов Санкт-Петербурга при формировании человеческого капитала.

    We analyze one of the relevant strategic directions of government socio-economic policy, namely the development of human capital as a whole, its formation, accumulation and development in North-West region. We identify and consider problems connected with the topic in question and determine the role of professional competencies of graduates of St. Petersburg universities when developing human capital.

    Обзор статьи

    Вопрос о проблемах развития человеческого капитала Санкт-Петербурга неразрывно связан с проблемами рынка образовательных услуг. В данной сфере сформировался ряд актуальных проблем, решение которых будет способствовать росту и укреплению человеческого капитала Санкт-Петербурга.
    Проблема развития человеческого капитала нашла свое отражение в Стратегии экономического и социального развития города до 2030 года [2], в ней подробно описана сама проблема, приведены статистические данные, а также этапы решения. По нашему мнению, приоритетным в решении проблемы развития человеческого капитала является развитие рынка образовательных услуг. Для этого необходима активная работа по нескольким направлениям, которая, в конечном счете, должна привести к формированию конкурентоспособных специалистов, обеспечивающих накопление человеческого капитала в регионе путем формирования у молодежи необходимых профессиональных компетенций в процессе обучения.
    Говоря о профессиональных компетенциях, мы имеем в виду систему профессиональных (специальных) знаний, навыков и умений, достигнутых молодым специалистом путем присвоения теоретических и прикладных знаний в процессе обучения в вузе.
    Проблемы в сфере образования для обучающихся вузов начинаются еще до поступления в них. Речь идет о профориентационной работе в школе и углублении в профессию, начиная с первых курсов вуза, а также о важности взаимодействия с работодателями в процессе обучения, это является залогом формирования системы знаний о профессии.
    Некачественно проводимая профориентационная работа рассматривается нами как одна из причин неправильного выбора профессии и отсутствии желания устроиться на работу по специальности. Многие школьники, выбирая вуз, абсолютно не представляют, что их там ждет, и зачастую делают свой выбор под влиянием мнения родителей, учителей или опираясь на данные о проходном балле в вуз за прошедший год. Эта ситуация приводит к тому, что доучившись до старшего курса, юноши и девушки понимают, что им абсолютно неинтересна их будущая профессия. Это способствует снижению уровня успеваемости студента или возрастанию их неопределенности в своей будущей профессиональной занятости при выпуске из стен вуза, также возникает потребность в доучивании, повышении квалификации или переквалификации.
    Чтобы избежать такой не благоприятной ситуации, необходимо уделять особое внимание профессиональной ориентации молодежи еще в старших классах школы. Работу следует организовывать не только посредством привлечения вузов к профориентации, что естественно необходимо, но и посредством введения специальных уроков, на протяжении целого семестра обучения, где учителем выступит специалист, например, профориентационного бюро, который, в свою очередь, сможет дать объективную оценку сферам возможной деятельности для молодежи, опираясь на современную ситуацию на рынке труда, прогнозы баланса трудовых ресурсов на период трудоустройства молодежи, а также предлагаемым вузами специальностям и направлениям подготовки.
    Важной проблемой остается несоответствие предлагаемых направлений подготовки потребностям рынка труда, данный вопрос является актуальным уже на протяжении нескольких лет. Таким образом, со стороны экономики более востребованы рабочие профессии и специалисты среднего уровня подготовки; несмотря на это мы наблюдаем большой дефицит данных специальностей, предлагаемых учебными заведениями, либо отсутствие созданных условий для привлечения абитуриентов, т.е. наличие мест, финансируемых из средств федерального бюджета, достойные условия обучения, перспективы карьерного и личностного роста в рамках выбранной профессии и пр.
    Потребность в формировании системы знаний о профессии у обучающихся, умение практически применять свои знания, а также привлечение работодателей к образовательному процессу для создания и воспитания у молодежи не только управленческих навыков, но и практических – является одной из основных при формировании человеческого капитала. Система знаний о профессии – это показатель качества выпускника образовательного учреждения, способность молодых специалистов оперативно применять полученные в ходе обучения знания на практике без длительного практического обучения на предприятии, способность выпускника конкурировать на высоком уровне, создавая возможность работодателям омолаживать, укомплектовывать кадровый потенциал своих предприятий и организаций. Качество выпускников вузов напрямую влияет на развитие социальной и экономической сфер жизни региона; взращиваемый в стенах вузов человеческий капитал необходимо еще на этапах обучения связывать с базами практик и привлекать специалистов с предприятий для ведения практических занятий, а также создания базовых кафедр и ресурсных центров.
    Как известно, формированию инновационных качеств способствует создание при вузах и научных организациях хозяйственных обществ, в соответствии с Федеральным законом 217-ФЗ [1] это также может способствовать формированию человеческого капитала Санкт-Петербурга. Создание в рамках этого закона хозяйствующих сообществ на базе вуза, создание бизнес-инкубаторов даст необходимую площадку для формирования профессиональных компетенций у молодежи: приобретения практических навыков и применения теоретических знаний о профессии. Это сформирует условия для применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности, при этом оставляя права на нее за образовательными учреждениями, прибыль от всех исследований позволит обеспечить как дальнейшую деятельность сообщества, так и материальное вознаграждение его участников.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2012 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. № 4966 (142).
    2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 г. № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Петербургское образование: [сайт]. URL: https://petersburgedu.ru/api/file/df9f950dd07ebcb94438c69f48f83841b481faf9 (дата обращения: 30.05.2017).
    3. Гневашева В.А. Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2012.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2