Бенчмаркинг как современный подход к управлению туристскими кластерами

BENCHMARKING AS MODERN APPROACH TO MANAGING TOURIST CLUSTERS



Г.А. Карпова
Е.В. Песоцкая
В.А. Ткачев
G.A. Karpova
Ye.V. Pesotskaya
V.A. Tkachev
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры предпринимательства в туризме, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
Head of the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
professor, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Entrepreneurship in Tourism, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • бенчмаркинг
  • цели организации
  • управление туристскими кластерами
  • системы управления
  • системный анализ
  • эволюционный подход
  • Keywords:

  • benchmarking
  • organization targets
  • management of tourist clusters
  • management systems
  • system analysis
  • evolutionary approach
  • В статье рассмотрены теоретические основы бенчмаркинга как актуального подхода к управлению туристским кластером в современных условиях с учетом использования отечественной и зарубежной практики развития туристских дестинаций на принципах кластеризации. Отдельное внимание авторы уделили особенно актуальному направлению – формированию индикаторов бенчмаркинга применительно к управлению элементами кластерной структуры. Благодаря бенчмаркингу расширяются возможности формирования и развития кластерных структур в сфере рекреации и туризма с учетом требований кастомизации рынка и особенностей экономики впечатлений.

    We consider theoretical basis of benchmarking as a relevant approach to managing tourist clusters under modern conditions taking into consideration domestic and international practice of developing tourist destinations on the basis of cluster principles. Special attention is paid to forming benchmarking indicators as applied to managing cluster elements as one of the most relevant directions. Benchmarking contributes to creating wider opportunities for developing clusters in recreation and tourism taking into account market customization and characteristic features of impression economy.

    Обзор статьи

    В современных условиях, отличающихся нестабильностью социально-экономических процессов в целом и их структурных составляющих в частности, возрастает необходимость использования адаптивных методов управления туристскими кластерами, учитывающих специфику управляемого объекта, а также особенности внешней среды, в которой это управление осуществляется. К числу таких относительно новых методов управления можно отнести бенчмаркинг, который может быть активно использован применительно к анализу функционирования туристского кластера.
    Бенчмаркинг, в отечественной литературе достаточно часто именующийся сопоставительным анализом или исследованием, основан в определенной степени на проведении сравнительной характеристики основных показателей деятельности организации с конкурентами или фирмами, занимающими лидирующее положение на данном рынке, благодаря чему становится возможным идентификация лучших практик функционирования бизнес-структур с целью использования в собственной организации [1]. Высока роль бенчмаркинга в формировании генеральных целей развития организации на основе выработки стратегических инициатив для устойчивого развития в отрасли.
    Основателем упомянутого выше направления следует считать американского исследователя и предпринимателя P.C. Кампа, который на основании многолетнего изучения опыта компании Хerox еще в конце 80-х годов прошлого века пришел к выводу о том, что бенчмаркинг представляет собой позитивный, активный процесс осуществления функциональных строго структурированных изменений с целью получения наилучших результатов. Что примечательно, свои выводы он основывал на выражении одного из генералов китайской императорской армии о том, что «если знаешь своего врага и себя, то можешь не бояться никакого сражения». С другой стороны, он обращался к японскому опыту и приводил в пример такое аутентичное понятие, как «dantotsu», которое подразумевает постоянные усилия за право называться лучшим из лучших [4].
    В соответствии с научным подходом B. Karlöfa i S. Östbloma бенчмаркинг – постоянный, систематический процесс, основанный на проведении сравнительных характеристик эффективности собственной деятельности, оцененной в таких показателях, как производительность, качество и опыт с результатами тех предприятий и организаций, которые можно принять за определенный эталон или образец действия [5].
    Применение данного управленческого инструмента в условиях туристских кластеров позволяет повысить эффективность функционирования подобного рода системы за счет повышения продуктивности деятельности и качества оказываемых услуг на основе определения лучших практик в составе самого кластера [6]. В связи с этим авторам хотелось бы подчеркнуть характерную особенность бенчмаркинга туристских кластеров – сопоставление осуществляется не только с показателями субъектов внешней среды кластера по функционально-отраслевому признаку, но и между участниками кластерной структуры. В данном высказывании нет противоречия с упомянутыми выше классическими дефинициями бенчмаркинга, так как сопоставление происходит по универсальным индикаторам – производительности, уровню качества, опыту. В таблице авторами представлены данные индикаторы применительно к практике туристского кластера.
    Процесс бенчмаркинга в условиях туристского кластера может быть осуществлен в несколько ключевых этапов, к числу которых можно отнести:
    1) определение процесса, который будет проанализирован в ходе исследования;
    2) характеристику и подробное описание исследуемого процесса в соответствии с выбранными критериями;
    3) изучение функциональных обязанностей и центров ответственности конкретных категорий работников, осуществляющих управление исследуемым процессом;
    4) выбор субъекта туристского рынка, с которым будет произведено сопоставление.
    Наиболее интересными с точки зрения исходных данных для анализа процесса, по мнению авторов, можно назвать:
    ● организационную структуру управления туристским кластером;
    ● природный и исторический потенциал территорий локализации туристских кластеров;
    ● структуру и количество потенциальных потребителей туристских услуг кластера;
    ● опыт по развитию кластерных структур в сфере туризма и гостеприимства в региональном разрезе;
    ● наличие резерва трудовых ресурсов при создании и проектировании системы кластеров в туризме и рекреации;
    ● наличие разработанных туристских маршрутов, в том числе для детей и молодежи;
    ● близость туристского кластера к транспортным артериям и крупным поселениям;
    ● уровень экологической обстановки, уровень развития экосистемы [2].

    Список использованной литературы

    1. Интернет-журнал о российском туризме «RTourNews.ru»: [сайт]. URL: http://www.rtournews.ru/ (дата обращения: 11.05.2017).
    2. Карпова Г.А., Гришин С.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию кластеров в сфере детско-юношеского туризма // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2015. № 3. С. 82–86.
    3. Песоцкая Е.В., Мнякин М.Г. Маркетинговые механизмы управления туристской организацией // Современные аспекты экономики. 2013. № 4(188). С. 170–176.
    4. Camp R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices that Lead to Superior Performance, ASQC Quality Press, Milwaukee Wisconsin, New York, 1989. 234 p.
    5. Karlöf B., Östblom S. Benchmarking: A Signpost to Excellence in Quality and Production. New York: John Wiley & Sons, 1993. 212 р.
    6. Kulmala J. Benchmarking in ammatillisen aikuiskoulutuskeskuksen toiminnan kehitta¨misen va¨lineena¨, Acta Universitatis Tamperensis 663, Tampere, za: P. Kyr, Revising the concept and forms of benchmarking // Benchmarking an International Journal. 2003. № 10 (3). Р. 65–69.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2