Анализ нормативно-правового обеспечения экономической безопасности автотранспортного предприятия

THE ANALYSIS OF REGULATORY AND LEGAL SUPPORT OF ATRUCKING COMPANY ECONOMIC SECURITY



В.В. Погодина
А.М. Аристов
V.V. Pogodina
A.M. Aristov
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
Professor, the Department of Economics and Enterprise Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
Senior Lecturer, the Department of Economics and Enterprise Management, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • автомобильный транспорт
  • грузовые перевозки
  • нормативно-правовые документы
  • менеджмент
  • экономическая безопасность
  • дорожное движение
  • Keywords:

  • automobile transport
  • freight service
  • regulatory and legal documents
  • management
  • economic security
  • road traffic
  • В статье содержатся результаты анализа, позволившего выявить и структурировать наиболее актуальные нормативно-правовые документы обеспечения экономической безопасности предприятий автотранспортной отрасли в Российской Федерации. Дана краткая характеристика наиболее актуальных нормативно-правовых документов и проанализировано их влияние на экономическую безопасность предприятия. Предложен на уровне методических рекомендаций индикаторный подход оценки экономической безопасности автотранспортных предприятий.

    The article contains results of the analyses which made it possible to reveal and arrange the most relevant regulatory and legal documents dealing with ensuring economic security of trucking companies in the Russian Federation. The article provides a brief description of the latest regulatory and legal documents and gives analysis of their influence on economic security of the enterprise. By means of methodological recommendations the author offers an indicator approach to the assessment of economic security of trucking companies.

    Обзор статьи

    В современных условиях одним из ключевых факторов успешного функционирования автотранспортного предприятия на рынке услуг является соблюдение нормативно-правовых актов Российской Федерации, так как любое нарушение законов РФ подразумевает разные виды ответственности. В ряде случаев это может нанести серьезный ущерб экономической безопасности автотранспортного предприятия вплоть до его ликвидации. Из этого следует, что экономическая безопасность предприятия тесно связана с ее нормативно-правовым обеспечением. Поэтому данная тема является актуальной и необходимой в период быстрого развития рынка автомобильных и мультимодальных перевозок.
    В настоящий момент нормативно-правовую базу, обеспечивающую экономическую безопасность автотранспортных предприятий, можно условно поделить на три различные группы документов.
    К первой группе можно отнести федеральные законы, принятые после образования РФ. Из них наиболее важными законодательными актами являются:
    1. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [20]. Применительно к предприятиям, осуществляющим грузовые автомобильные перевозки, данный нормативно-правовой документ регулирует отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом, определяет общие условия перевозок грузов (Глава 2. Перевозки грузов) с использованием автотранспортных средств, в том числе с использованием автомобильных прицепов и полуприцепов. В законе также прописана ответственность перевозчиков за сохранность груза при перевозке (Глава 6). Так, за её нарушение перевозчик обязан компенсировать ущерб, что может создать угрозу экономической безопасности предприятия.
    Необходимо отметить, что данный закон следует рассматривать как меру согласования интересов автотранспортных предприятий и клиентов. Так, в данном законе введена официальная терминология, которая применяется на автомобильном грузовом транспорте, это такие термины, как «груз», «заказ-наряд», «маршрут», «объекты транспортной инфраструктуры», «путевой лист», «скоропортящийся груз», «специализированное транспортное средство, «транспортная накладная» и т.д.
    2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» [13]. Данным законом регулируются отношения, образующиеся между потребителями и исполнителями при оказании каких-либо услуг. Законом вводятся такие понятия, как «недостаток услуги» и «существенный недостаток услуги» и это касается, прежде всего, обеспечения исполнителем надлежащего качества и безопасности услуги, в том числе перевозок. При этом реализация данного закона направлена не только на обеспечение прав потребителей, но и подразумевает защиту исполнителей услуг (т.е. предприятий) от недобросовестной конкуренции и противоправной деятельности криминальных субъектов и лиц.
    3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [14]. Закон регулирует политику государства в области обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах, где устанавливаются такие принципы, как:
    - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности организации;
    - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и др.
    Стоит отметить, что в законе устанавливаются основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения (Глава 4), регламентированы права и обязанности участников дорожного движения, а также установлена ответственность за нарушение законодательства. Несоблюдение закона может сильно «пошатнуть» экономическую безопасность автотранспортного предприятия, так как влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
    Таким образом, можно заметить, что на автомобильном транспорте экономическая безопасность и экономическая устойчивость предприятия неразрывно связаны с обеспечением безопасности жизни, здоровья и имущества граждан.
    4. Федеральный закон «О транспортной безопасности» [19]. В соответствии с этим законом под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Ст. 1 Закона определяет «акт незаконного вмешательства» как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Такая ситуация может нанести предприятию серьезный ущерб и представляет угрозу его экономической безопасности.
    Необходимо отметить, что данный закон устанавливает ответственных за обеспечение транспортной безопасности. В ст. 4 настоящего закона указывается, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
    Принятый закон необходим, прежде всего, для обеспечения баланса интересов государства, автотранспортных предприятий и потребителей и направлен на защиту транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства в соответствии с реалиями настоящего времени. При этом, как следствие, должна повыситься экономическая безопасность автоперевозчиков из-за снижения внешних угроз и опасностей.

    Список использованной литературы

    1. ГОСТ Р 51005-96. Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. 12 с.
    2. ГОСТ Р 51006-96. Услуги транспортные. Термины и определения. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. 11 с.
    3. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. от 03.07.2016 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 г. № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Постановление Правительства Ленинградской области от 01.03.2012 г. № 60 «Об утверждении Перечня подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных средств, используемых на территории Ленинградской области». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    8. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 г. № 272 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. Приказ МВД РФ от 15.03.1999 г. № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    10. Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 г. № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    11. Приказ Минтранса РФ от 30.09.1999 г. № 73 «О порядке выдачи лицензий на перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    12. Распоряжение Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2006 г. № 161-р «О прекращении движения грузового транспорта в Санкт-Петербурге». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    13. Федеральный закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    14. Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    15. Федеральный закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    16. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    17. Федеральный закон РФ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    18. Федеральный закон РФ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    19. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    20. Федеральный закон РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2