ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оценка экономической целесообразности развития транспортного судоходства в арктической зоне России

THE ASSESSMENT OF ECONOMIC VIABILITY OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ARCTIC ZONE SHIPPING INDUSTRY



М.А. Загородников
M.A. Zagorodnikov
vm007@mail.ru
исполнительный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр», кандидат экономических наук
Executive Director, Krylovskiy State Scientific Center, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • морской транспорт
  • грузоперевозки
  • транспортная магистраль
  • конкурентоспособность
  • эффективность грузоперевозок
  • регулируемая тарифная база стоимости транспортных услуг
  • Keywords:

  • maritime traffic
  • cargo transportation
  • transport main route
  • competitiveness
  • cargo transportation efficiency
  • В статье рассмотрены вопросы развития грузоперевозок по Северной морской транспортной магистрали, которая может занять одно из ведущих мест в мире, обеспечивая транспортные услуги народнохозяйственной деятельности по добыче и переработке полезных ископаемых, находящихся в Арктической зоне России (АЗР) и реализации готовой продукции. Автором дана оценка перспективного развития грузопотоков по Северному морскому пути по различным видам хозяйственной деятельности на период до 2030 г.

    The article considers maritime transportation development related issues dealing with perspectives of cargo transportation along the Northern Maritime Traffic main route which might be ranked among the top few in the world providing transportation services in the field of mining and processing of natural resources occurring the Arctic Zone of the Russian Federation and in selling finished goods.
    The author provides the assessment of perspective development of freight traffic along the Northern Sea Route as per different fields of economic activities for the period until 2030.

    Обзор статьи

    В современной экономике наиболее перспективной формой организации хозяйства является создание и развитие экономических кластеров. Северный Морской Путь (СМП) может занять одно из ведущих мест среди наиболее конкурентоспособных мировых кластеров, обеспечивая транспортные услуги народнохозяйственной деятельности по добыче и переработке полезных ископаемых, находящихся в Арктической зоне России (АЗР), и реализации готовой продукции. Кроме того, благодаря относительно более короткому расстоянию доставки грузов из Европы в Юго-Восточную Азию (например, по сравнению с расстоянием по транспортировке грузов через Суэцкий канал) появляется возможность развития арктической транспортной магистрали для транзитного судоходства.
    В настоящее время Россия находится в таких условиях, когда в первую очередь важны ясные цели и задачи, умение вдумчиво принимать решения, слушать и слышать партнеров, сохраняя при этом принципиальные позиции [2]. В этих условиях Арктика представляет собой зону стратегических интересов Российской Федерации и значительного числа стран мира.
    Конкурентоспособность использования северного маршрута транспортного обеспечения потребностей Арктической зоны России (АЗР), а также поставок из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и обратно зависит от предлагаемого объема грузоперевозок, валового тоннажа используемого флота и установленных тарифов на ледокольную проводку судов в акватории Северного морского пути (СМП).
    Социально-экономическое развитие АЗР осуществляется по двум основным направлениям: широкого освоения минерально-сырьевого потенциала и развития транспортной системы для обеспечения условий промышленного освоения месторождений и вывоза продукции, а также обеспечения транзитных перевозок по Северному морскому пути (СМП).
    Основные характеристики социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности включают в себя: жизнеобеспечение и экономический рост территорий Арктической зоны РФ, грузооборот по трассам Северного морского пути, количество экспедиций морских научных исследований, морских ресурсных исследований (живых и неживых ресурсов) в Арктической зоне Российской Федерации [5].
    Для обеспечения устойчивости экономического развития РФ в Арктической зоне России требуется опережающее формирование:
    – системы национальной безопасности;
    – регулярного грузопотока для создания нормальных условий жизнедеятельности населения Крайнего Севера;
    – регулярного грузопотока вывоза сырья (полезные ископаемые, рыбопродукты, лес) и продукции его переработки;
    – надежных транзитных транспортных потоков по Северному морскому пути.
    В феврале 2013 г. Президент В.В. Путин утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Для обеспечения ее реализации был разработан и утвержден план мероприятий по реализации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [5].
    Концепция развития АЗР предусматривает решение проблем на нескольких уровнях.
    Государственное регулирование включает в себя:
    – поддержку приоритетных отраслей экономики Севера (национальная безопасность, добыча и переработка полезных ископаемых и пр.);
    – развитие федеральной транспортной инфраструктуры в АЗР и на СМП;
    – завоз социально значимых грузов на территории КС;
    – проектирование и строительство ледоколов для функционирования СМП и обеспечения национальной безопасности страны;
    – субсидирование строительства судов, предназначенных для эксплуатации в условиях СМП на российских верфях.
    Региональное регулирование обеспечивает:
    – развитие инфраструктуры на территории региона;
    – развитие портового хозяйства на территории региона;
    – формирование собственных проектов по развитию региона;
    – межведомственную координацию в рамках АЗР.
    Предприятия бизнеса несут ответственность за следующее:
    – освоение и переработку природных ресурсов АЗР;
    – постройку универсальных ледоколов для функционирования СМП;
    – проектирование и строительство арктического транспортного флота;
    – развитие инфраструктуры, в том числе портов, нефтегазовых перегрузочных терминалов и пр.;
    – развитие портового хозяйства.
    Особое место в методических подходах, положенных в основу разработки проекта государственной программы, заняли результаты оценки видов объектов транспортной (преимущественно морской) [4], энергетической и социальной инфраструктуры, формирующих целостность и завершенность хозяйственного комплекса и обеспечивающих национальную безопасность АЗР (в том числе в интересах военно-промышленного комплекса) [5].
    Можно представить некоторые положения теоретических основ развития транспортного судоходства в АЗР в виде схемы (см. рисунок) [7].
    Оценка перспективного развития грузопотоков в АЗР на период до 2030 г. позволит провести ретроспективный анализ и сделать прогноз транспортных потребностей СМП с учетом трендов развития экономики и населения Российской Федерации в кратко- и долгосрочной перспективе.

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 319). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 (ред. от 17.12.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Поручение Президента Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № Пр-833 о создании Консорциума предприятий, работающих в интересах Министерства обороны. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики». О предложениях по совершенствованию комплексной модели развития Северного морского пути и концепции развития Арктической транспортной системы. Протокол заседания президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 14.04.15 г. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. 20 февраля 2013 г. // Арктика и Север: [сайт]. URL: http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/EncyclopediaAZRF.pdf (дата обращения: 04.04.2017).
    6. Абрамов А.В., Загородников М.А. Перспективы инновационного развития Арктической зоны России. Транспортные магистрали. СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2017.
    7. Загородников М.А. Концептуальные основы конвергенции региональных экономических кластеров при развитии морской инфраструктуры Арктической зоны России: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Инновационные технологии в науке и образовании». URL: https://interactive-plus.ru/action_articles.php?actionid=198& actionsectionid=3014 (дата обращения: 04.04.2017).
    8. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http:// economy.gov.ru (дата обращения: 04.04.2017).
    9. Семенихин Я.Н., Новосельцев Е.М. Особенности транспортного развития в арктической зоне // Научно-технические проблемы освоения Арктики. М.: Наука, 2015.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2