ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы обеспечения экономической безопасности

ECONOMIC SECURITY ENSURING CHALLENGES



В.В. Циганов
V.V. Tsiganov
tsvv@list.ru
профессор кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
Professor at the Department of National Economy and Production Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, Professor
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • критерии эффективности
  • оценка состояния системы
  • комплексный подход
  • защита экономических интересов
  • Keywords:

  • economic security
  • efficiency criteria
  • the assessment of the state of the system
  • comprehensive approach
  • protection of economic interests
  • В статье с позиций экономических интересов обоснована актуальность совершенствования системы экономической безопасности государства и структур народного хозяйства. Автором рассмотрены критерии эффективности и надежности системы обеспечения экономической безопасности, а также предложена оценка состояния системы обеспечения экономической безопасности.

    In the context of economic interests the article justifies relevance of improvement of the state and national economy institutions economic security system. The author examines criteria of efficiency and robustness of economic security ensuring system with the assessment of the current state of the system being proposed.

    Обзор статьи

    Экономическую безопасность можно определить как защищенность жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз, т.е. защита ее военного, кадрового и интеллектуального потенциала, информации, технологий, развития высокотехнологичного производства.
    Она обеспечивается системой мер специального, правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социального характера, осуществляемых государством, руководством территориальных образований страны, а также специально создаваемыми государственными структурами [1; 4].
    Целью обеспечения экономической безопасности является:
    - предотвращение возможного нанесения ущерба государству;
    - защита государственных интересов, ограждение государства от источников внешних и внутренних угроз;
    - сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов;
    - своевременное выявление и пресечение различных правонарушений, предотвращение причин и условий, их порождающих;
    - недопущение чрезвычайных ситуаций или минимизация их негативных последствий.
    Для достижения целей обеспечения экономической безопасности решаются следующие основные задачи:
    - оценка надежности и степени защищенности государства от внутренних и внешних угроз;
    - своевременное выявление посягательств на государственные интересы и эффективное пресечение угроз на основе комплексного подхода к безопасности;
    - выявление причин и условий, способствующих нанесению финансового, материального и морального ущерба интересам государства, нарушению их нормального функционирования и развития;
    - поиск необходимой информации для выработки оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики устойчивой экономической деятельности;
    - обеспечение безопасности внешней деятельности;
    - создание условий для возмещения материального и морального ущерба, наносимого неправомерными действиями юридических и физических лиц, ослабление негативных последствий, возникших при нарушении экономической безопасности;
    - сбор, анализ, оценка и прогнозирование данных, характеризующих состояние всего комплекса системы безопасности, контроль эффективности их функционирования.
    Основными факторами экономической безопасности и ее прогрессивного развития являются квалифицированный персонал, соответствующие материальные, интеллектуальные и информационные ресурсы [2; 3].
    В связи с этим деятельность по обеспечению экономической безопасности включает следующие основные направления:
    - эффективное управление персоналом;
    - защита материальных ценностей и финансов;
    - защита интеллектуальной собственности;
    - защита информационных ресурсов.
    Обязательным условием защиты является создание эффективной системы экономической безопасности. При этом, как показала практика, она должна быть комплексной, организованной в соответствии с потребностями и действующим законодательством. Система защиты должна сочетать в себе мероприятия физической, административной и технической защиты; криптографические, программные, экономические и морально-этические меры, способствующие динамичной и стабильной работе всего народно-хозяйственного комплекса.
    Таким образам, комплексную систему безопасности можно определить как совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов физических и юридических лиц и коммерческих структур от внешних и внутренних угроз.
    Только комплексный подход позволяет добиваться высокой степени обеспечения безопасности любой государственной структуры.
    Становление комплексной системы экономической безопасности представляет собой весьма длительный и напряженный процесс, который, как правило, проходит несколько этапов: создание охранно-патрульных служб, их дальнейшее развитие и перерастание в службу безопасности, и, наконец, формирование высокопрофессиональных разведывательно-информационных и охранных подразделений. Такая последовательность позволяет постепенно и в соответствии с реальными потребностями и финансовыми возможностями усилить меры безопасности и выстроить несколько уровней комплексной защиты любой государственной структуры.
    Реализация подобной концепции построения системы экономической безопасности, как правило, характеризуется постоянной структурной перестройкой, перестановками кадров, изменениями и уточнениями целей и задач различных подразделений, внесением корректив в работу их сотрудников, изменениями в финансировании и материально-техническом обеспечении и, как следствие, – усилением степени защищенности субъектов рыночных отношений.
    Сегодня к безопасности должны относиться как к комплексной системе защиты интересов любой экономической структуры, действуя не столько силовыми, сколько правовыми методами, ведь проблема безопасности выходит на первый план уже на любой стадии их развития.
    Если существует реальная опасность для стабильного функционирования и развития экономических структур (утечка информации, угрозы персоналу и руководству, постоянное нанесение различного рода ущерба), если объем сведений стал действительно значительным при выходе на зарубежный рынок или расширились партнерские отношения, которые требуют обеспечения безопасности сотрудничества, следует создавать механизм, способный обеспечить экономическую безопасность.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (принят Государственной Думой 20 июня 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Журавлёв Д.А., Кроливецкий Э.Н. Роль критерия эффективности в деятельности предпринимательских структур // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 1(19).
    3. Кононова Г.А., Циганов В.В. Устойчивость региональных организаций как критерий эффективности управления // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2015. № 3. С. 114–119.
    4. Социально-экономическое развитие регионов: тенденции, оценка, эффективность: колл. монография / под науч. ред. В.В. Циганова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016.
    5. Циганов В.В. Управление организационными изменениями для обеспечения экономической безопасности предприятий // Экономика и управление собственностью. 2012. № 1.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2