ISSN 1995-1248
The DOI system

Ключевые рекомендации для преодоления барьеров при внедрении новых творческих путей развития экономики России

GUIDELINES TO ESCAPE BARRIERS WHEN INTRODUCING NEW CREATIVE WAYS OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT



А.А. Рудович
С.В. Мурашова
A.A. Rudovich
S.V. Murashova
fpp5@list.ru
fpp5@list.ru
ведущий инженер центра развития института интеллектуальной собственности, Университет ИТМО
доцент кафедры финансовой стратегии факультет ИМБИП университет ИТМО, кандидат экономических наук, доцент, Университет ИТМО
leading engineer, the Centre for the Development of Intellectual Property Institution, ITMO University, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Financial Strategy, Institute of International Business and Law, ITMO University, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • креативная экономика
  • творческие виды деятельности
  • драйвер инноваций
  • креативный сектор России
  • инновационная политика
  • кластер
  • Keywords:

  • creative economics
  • creative activities
  • innovation driver
  • creative sector of Russia
  • innovation policy
  • cluster
  • В статье рассматривается вклад творческих сфер деятельности в инновации и экономический рост России, также показана роль творческой индустрии в расширении секторов трудовой занятости населения. Авторы формулируют ключевые положения и рекомендации, направленные на построение эффективной инновационной политики России, рассматривающей творческую активность как основной драйвер инноваций и экономического развития.

    We consider the contribution of creative spheres in innovations and economic growth of Russia as show the role of creative industry in expanding the employment sectors. We develop the key propositions and guidelines targeted at building effective innovation policy of Russia considering creative activity as the main driver of innovations and economic development.

    Обзор статьи

    В России творческие индустрии традиционно понимаются, в первую очередь, как деятельность культурных учреждений. Однако в целом творческие виды деятельности России могут быть описаны следующим образом: это «те виды деятельности, которые формируются посредством индивидуального и коллективного творчества, мастерства и таланта и которые имеют потенциал для производства богатства и создания новых рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».
    Понятие «творческая индустрия» не достаточно хорошо известно в России. Несмотря на упоминание креативной экономики в некоторых правительственных программах и региональных законах, а также при разработке инновационной политики в некоторых регионах, можно утверждать, что Россия до сих пор не полностью осознает экономические аспекты творчества и его вклада в предпринимательство, инновации, производительность и экономический рост. При этом вклад творческих отраслей в ВВП и национальную занятость в России довольно высок (см. таблицу).
    Творческий сектор России характеризуется неопределенностью взаимосвязи между публичной и частной сферами. Государство является главным культурным игроком на рынке, и большинство культурных организаций находится в государственной собственности, а их участие в коммерческой деятельности ограничивается законодательством. Существует также нехватка творческих бизнес-инкубаторов 3. Для преодоления барьеров при внедрении новых творческих путей развития экономики России были сформированы ключевые рекомендации на основе фактов, собранных на местном уровне в соответствии с принципами, принятыми в мировом сообществе:
    1. При разработке политики необходимо признать, что помимо экономических выгод, креативная экономика также генерирует нематериальную ценность, значительно способствующую достижению интересов людей и устойчивого развития. Россия имеет огромный потенциал для развития культуры и творчества на основе использования огромного культурного наследия. Действиями в этом направлении является создание Государственной программы Российской Федерации по вопросам развития культуры и туризма (2013–2020), результаты внедрения которой в значительной степени видимы в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге 1. Можно отметить положительный опыт Санкт-Петербурга в целом. Правительство возлагает надежды на стимулирование творческих предприятий на основе культурного наследия и потенциала города, которые могут одновременно генерировать значительный поток туристов и стимулировать создание творческого кластера в целях преодоления дефицита высококачественной инфраструктуры. Ключевым инфраструктурным элементом креативного кластера в Санкт-Петербурге является творческий квартал. Реконструкция ряда промышленных зон имеет своей целью достижение лидерства Санкт-Петербурга в творческой индустрии в России. Креативный кластер способен создать новые рабочие места и новые места для проведения досуга жителей и гостей города, а также повысить эффективность промышленных зданий.
    2. Творчество должно быть драйвером экономического, социального и экологического развития.
    Развитие коренится в конкретных ценностях и институтах культуры и творчества, другими словами, в его собственных силах и ресурсах, которые вносят свой вклад в процесс развития. Эти ресурсы используются для создания экономической стоимости (материального и нематериального характера); социальной ценности (преимущества социальной стабильности и т.д.); экологической ценности (выгоды, получаемые от эксплуатации природных ресурсов и экосистем) и культурной ценности (внутренние и инструментальные ценности искусства и культуры, которые способствуют развитию индивидуальной и коллективной деятельности). Процессы, которые генерируют эти ценности из цепочки культурного производства, поддерживаются и стимулируются спектром услуг, предоставляемых общественными и частным секторами и гражданским обществом.
    3. Первостепенной задачей при разработке политики развития креативной экономики является восстановление пробела в знаниях на местном уровне. Без таких знаний решения принимаются на основе неполной информации. Результаты исследования могут помочь властям оценить конкурентные преимущества каждого региона, а также определить ожидаемые результаты, которые должны быть достигнуты за счет инвестиций в местное развитие креативной экономики.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: http: www.base.garant.ru (дата обращения: 05.02.2017).
    2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: http: www.base.garant.ru (дата обращения: 05.02.2017).
    3. Hautamäki A. Creative economy and culture at the heart of innovation policy // Creative Economy and Culture in the Innovation Policy. Helsinki: OPM, 2010. P. 73.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2