ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сочетание принципов гармоничности и рациональности при управлении современными организациями в условиях нестабильной внешней среды

COMBINATION OF PRINCIPLES OF HARMONICITY AND RATIONALITY WHEN MANAGING MODERN ORGANIZATIONS UNDER UNSTABLE EXTERNAL ENVIRONMENT



И.Н. Рогова
I.N. Rogova
i.rogova@hotmail.com
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • интернационализация бизнеса
  • этнизация бизнеса
  • глобализация
  • глокализация
  • гармонизация
  • рационализация
  • деловая среда
  • геоэкономика
  • геополитика
  • Keywords:

  • internalization of business
  • ethnization of business
  • globalization
  • glocalization
  • harmonization
  • rationalization
  • business environment
  • geo-economics
  • geopolitics
  • В статье поднимаются вопросы формирования качественно новых методов управления компаниями любого размера и организационно-правовых форм в условиях динамично развивающейся внешней среды, перехода к новому технологическому укладу. Отмечается, что имеющиеся представления об управлении как транснациональным, так и локальным отечественным бизнесом в текущих геоэкономических и геополитических условиях претерпевают значительные изменения, связанные с диалектикой интернационализации и этнизации бизнеса. Автором обоснованы положения такого выбора и в качестве возможного выхода при решении указанных вызовов в менеджменте предложено использовать принципы гармонизации и рационализации.

    We look at the problems of creating radically new management methods of companies of any size and legal form under dynamically developing external environment and the transition to new technological structure. We note that current ideas of managing both transnational and local domestic business under current geo-economic and geopolitical conditions are dramatically changed in connection with the dialectics of internalization and ethnization of business. We substantiate such choice and suggest applying the principles of harmonization and rationalization to meet the challenges in question.

    Обзор статьи

    Скачкообразное развитие базовых технологий, приводящее к изменениям во множестве отраслей народного хозяйства, требует проведения изменений в применяемых ранее методах управления и экономических парадигм. Поскольку указанные методы и парадигмы пока еще находятся на стадии формирования, деловая среда, в которой идет практический отбор и подбор работающих в современных условиях методов управления, характеризуется высоким уровнем нестабильности и низким – предсказуемости.
    Геоэкономические и геополитические вызовы последних одиннадцати лет, происходящие на международной арене, оказывают значительное воздействие на глобализацию бизнеса, под которой мы понимаем процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
    Используя современные методы стратегического менеджмента, руководители отдельных транснациональных корпораций стараются оказывать все большее воздействие на национальные правительства, экономики отдельных государств. Однако, как показывает опыт последних лет, такие методы все более отходят на второй план, уступая место новым информационным технологиям управления, основой которых является уже узкоперсонифицированное, глокальное воздействие.
    Если в последнее десятилетие XX века – первое десятилетие XXI века перед отечественными хозяйствующими субъектами стояли в основном проблемы выживания в условиях глобализации, когда расширялись возможности доступа к отечественному рынку иностранных компаний, то благодаря, в том числе экономическим и политическим санкциям последних лет в отношении отдельных Российских промышленных секторов и физических лиц, а также контрсанкциям, все больше расширяются процессы глокализации в развитии отечественных организаций. Под «глокализацией» мы понимаем процесс экономического, социального, культурного развития, характеризующийся разнонаправленной тенденцией: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление [1. С. 72].
    Весьма примечательным в свете указанного является то, что руководство крупного бизнеса (в том числе и транснациональных компании), которое по существу, должно отстаивать позицию унификации методов управления как бизнесом, так и рынками, выдвигает глокализацию в качестве базовой стратегии своего существования. Основной комплекс методов глокализации выстраивается вокруг учета культурных особенностей потребителя, благодаря чему локализуются не только выпускаемые продукты (продукция), но и весь комплекс организационных коммуникаций [3. С. 18]. Таким образом, происходит и переосмысление в области нейроэкономики не только как науки, направленной на поиск новых методов сбыта продукции в современном обществе, но и как сам поиск новых методов управления современными работниками организации, которые постоянно подвергаются значительному влиянию внешней среды. Это приводит к выводу о формировании подходов «нейроменеджмента», в основе которого лежит управление сознанием работников как потребителей внутренних и внешних (относительно организации) товаров и услуг.
    Как результат, открываются перспективы развития отечественного бизнеса, получающего возможность не только расширения присутствия на внутреннем рынке сбыта, но и подготовки к потенциальному выходу на международный на качественно новом конкурентном уровне, не теряя собственной идентичности, а усиливая ее.
    При этом возникают и новые вызовы – как совместить интернационализационный и этнизационный подходы. Рассмотрим подробнее.
    Если понимать под термином «интернационализация» (от лат. Inter – между и nation – народ) технологические приемы, упрощающие адаптацию продукта к региональным языковым и культурным особенностям, отличным от места разработки, то она выступает в качестве «проактивного инструмента модернизации»…, стимулирующего «успешное существование в условиях глобализации» [4].
    Однако в последнее время наблюдается процесс этнизации благодаря притоку беженцев в Европу из стран Ближнего Востока, в Россию – из стран постсоветского пространства. Появляющиеся «новички» инокультурны местному населению, отличаются языком, обликом, религией, с трудом адаптируются к местным особенностям, приносят собственные привычки, манеры, уклад и образ жизни, модели социальной организации, непривычные, а порой и глубоко чуждые местному населению, проявляющему, в свою очередь, негостеприимность.

    Список использованной литературы

    1. Балакина Н.А. Интеллектуальные традиции в науке: глобализации или глокализация // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 38. С. 71–74.
    2. Дятлов В.И. Этнитизация городского пространства: попытка определиться в исследовательском поле // Демоскоп.Weekly. 2014. № 597–598. 5–18 мая. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0597/analit02.php (дата обращения 15.02.2017).
    3. Штепа В.В. Глокализация // Ruтопия: [сайт]. URL: http://kitezh.onego.ru/topia/gloc.html (дата обращения 15.02.2017).
    4. Maringe F., Foskett N. (Ed.). Globalization and Internationalization in Higher Education // Theoretical, Strategic and Management Perspective. 2010. 324 p. URL: http://tour.filmlush.com/movie_player/jw?ref=167172&sub=%3D3847330532&s2stoken= aQ-zoNC0JMsvNgtFvBU97ouH4G0&landing_page_id=23&clk=1&tc=167172_64_557_23_ 138_8038&click_id=20170215-7729b86a-e8e1-47d9-ae5c-0b0a7abab9b4&ega=0 (дата обращения 15.02.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2