Анализ нормативно-правового обеспечения транспортировки грузов в цепях поставок

ANALYSIS OF REGULATORY SUPPORT OF CARGO TRANSPORTATION IN SUPPLY CHAINS



В.М. Аристов
V.M. Aristov
vasily.aristov@yandex.ru
старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)», кандидат экономических наук
senior teacher, the Department of Management and Marketing, St. Petersburg State Technological Institute (technical university), PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • нормативные документы
  • транспортировка грузов
  • логистика
  • управление цепями поставок
  • проблема безопасности
  • Keywords:

  • regulatory documents
  • cargo transportation
  • logistics
  • supply chain management
  • security problem
  • Актуальность данной статьи обосновывается тем, что в настоящее время возросла роль нормативно-правового обеспечения транспортировки грузов в цепях поставок. Сфера ответственности государственных органов Российской Федерации по определению должна распространяться на все виды деятельности по созданию современной системы подготовки профессиональных кадров в области транспортной, складской логистики, в сфере снабжения и сбыта, производства готовой продукции и управления цепями поставок, включая объекты транспортно-логистической инфраструктуры.
    В статье сделан научный обзор системы нормативно-правового обеспечения в сфере логистики, в частности, транспортировки грузов в цепях поставок.
    В ходе исследования автором были использованы такие методы, как сравнение, обобщение, системный анализ.

    The relevance of this article is based on the growing role of regulatory support of cargo transportation in supply chains. The governmental bodies of the Russian Federation are supposed to be responsible for all activities implying the creation of a modern system of training professionals in transport and warehouse logistics, supply and sales, finished products manufacturing and supply chain management, including objects of transport and logistics infrastructure.
    We offer an overview of the regulatory support in the field of logistics, in particular, cargo transportation in supply chains.
    Such methods as comparison, generalization, system analysis are applied in the research.

    Обзор статьи

    Анализ нормативно-правового обеспечения транспортировки грузов в цепях поставок – достаточно сложная и своевременная проблема. Очевидно, что подход к этому вопросу нужно искать через устанавливаемые государственными органами нормы и требования, профессиональные стандарты и законы.
    Исходя из актуальности представляемого исследования, проведем обоснование гипотезы о необходимости анализа нормативно-правового обеспечения транспортировки грузов в цепях поставок, а также концептуализации проблемы применения квалификационных требований к подготовке кадров в сфере логистики в соответствии с профессиональными стандартами, законодательно закрепленных на государственном уровне.
    Принимая во внимание, что исследование проблемы транспортировки грузов в цепях поставок зависит от формирования государственных стандартов, обоснование их роли на практике обусловлено стремлением выработки единого подхода к системе нормативно-правовой документации в логистике и управлении цепями поставок.
    Проблема безопасности является одной из основных в системе нормативно-правового обеспечения транспортировки грузов в цепях поставок. Это связано с постоянно изменяющимися условиями во внешней и внутренней среде предприятий, увеличением логистических затрат в деятельности коммерческих организаций, осуществляющих поставки продукции, большими рисками внутри границ логистической системы, что связано с ростом количества участников цепи поставок, а также повышением требований к подготовке профессиональных кадров, занимающихся транспортной логистикой.
    Многие специалисты представляют свои авторские точки зрения на проблему повышения безопасности, в частности, экономической безопасности автотранспортных предприятий, безопасности цепей поставок, информационной безопасности логистических процессов, рассмотренные более подробно в научных трудах [8; 9].
    Проводя анализ системы нормативно-правового обеспечения транспортировки грузов в цепях поставок, можно отметить, что в целях обеспечения экономической и транспортной безопасности в Российской Федерации применяются соответствующие государственные законы и правовые акты [1; 3; 4].
    Основные подходы, общие положения и требования к оценке экономической безопасности приводятся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1].
    В соответствии с Федеральным законом [4] объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства должны соответствовать определенной категории, чтобы обеспечить безопасность транспортных процессов.
    Федеральный закон [3] регламентирует вопросы, касающиеся принципов обеспечения безопасности транспортных процессов и требований, предъявляемых к транспортным средствам и участникам транспортного процесса.
    Необходимость выполнения требований безопасности транспортных процессов обусловила появление стандартизированного подхода к организации и проведению мероприятий, направленных на повышение безопасности цепей поставок. Повысить безопасность цепей поставок – означает увеличить степень соответствия объекта или процесса требованиям, связанным с непредвиденными обстоятельствами или действиями незаконного характера, например, нанесение вреда для хозяйственного объекта, ущерба для цепи поставок, возникновение риска при физическом распределении товаров.
    Обеспечение безопасности цепи поставок, как финансирование, производство, информирование, упаковка, хранение и передача товаров между различными видами транспорта и местами нахождения, определение уровня обеспечения безопасности в границах участка цепи поставок являются наиболее важными аспектами, закрепленными в государственных стандартах по безопасности цепи поставок [7].
    При этом в стандартах указано, что незаконное вмешательство в цепь поставки создает угрозу международной торговле и экономической безопасности государства.
    Поэтому важной частью системы менеджмента безопасности является обеспечение объективной оценки уровня безопасности логистической цепи в рамках организации через индикаторы.
    Следующий важный шаг заключается в агрегировании требований, закрепленных в федеральных законах, положениях, направленных на повышение безопасности всех сфер экономической деятельности, в том числе транспортно-логистической деятельности. Проведем анализ некоторых важных положений.
    Гражданский кодекс РФ [6] закрепляет требования на перевозку грузов транспортом, подачу транспортного средства, погрузку и выгрузку грузов, сроки доставки груза, ответственность субъектов транспортировки грузов в цепях поставок другие.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Часть вторая. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. ГОСТ Р 53661-2009 «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению». М.: ИПК Издательство стандартов, 2010. 47 с.
    8. Аристов В.М. Анализ влияния безопасности цепи поставок на качество логистических услуг // Научный журнал «Экономический вектор» Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). 2015. № 3(02). С. 54–55.
    9. Аристов В.М., Хайдаров А.Г. Методы обеспечения информационной безопасности логистических процессов // Научный журнал «Экономический вектор» Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). 2016. № 2(05). С. 5–9.
    10. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902132678 (дата обращения: 28.02.2017).
    11. IX Международная конференция «Кадровая политика» // Министерство транспорта Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=34379 (дата обращения: 28.02.2017).
    12. Справочник кодов общероссийских классификаторов / КлассИнформ.ру: [сайт]. URL: http://classinform.ru/ (дата обращения: 28.02.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2