Анализ потребительских предпочтений и оценка уровня экологизации туристской деятельности (по результатам опроса жителей и туристов Ленинградской области)

ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES AND ASSESSMENT OF THE LEVEL OF ECOLOGIZATION OF THE TOURIST ACTIVITIES (BASED ON THE RESULTS OF A SURVEY OF RESIDENTS AND TOURISTS IN THE LENINGRAD REGION)



А.Н. Черных
A.N. Chernykh
andrey.chernykh9911@mail.ru
старший преподаватель кафедры предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
senior lecturer at the Department of Entrepreneurship in Tourism, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экологизация туризма
  • потребительские предпочтения
  • мотивация потребителя туристских услуг
  • экологический туризм
  • экологическая безопасность
  • Keywords:

  • tourism ecologization
  • consumer preferences
  • consumer motivation of tourist services
  • ecological tourism
  • ecological safety
  • В статье представлено аналитическое изложение результатов опроса местных жителей и туристов Ленинградской области относительно уровня и значения экологизации в сфере туризма. Опрос проведен на основании разработанной автором методики, позволяющей учитывать современные тенденции и особенности потребительского спроса на туристские услуги. Результаты опроса могут служить основанием для разработки и дальнейшей апробации стратегии экологизации туризма в Ленинградской области.

    The article presents an analytical statement of results of a survey of local residents and tourists of the Leningrad Region with regard to the level and importance of ecologization in the tourism sector. The survey was conducted on the basis of the author's own methodology which allows to take into account modern trends and particulars of consumer demand for tourist services. The results of the survey can be used as the basis for the development and further testing of the strategy for the ecologization of tourism in the Leningrad region.

    Обзор статьи

    Важным элементом развития стратегии экологизации туристской сферы является выявление запросов конечных потребителей услуг и тенденций на региональных туристских рынках. Исходя из этого утверждения, автором был проведен на основе собственной разработанной методики мониторинг отношения к различным аспектам экологизации туризма среди туристов и жителей Ленинградской области.
    В рамках мониторинга было обработано 1000 анкет потребителей. В опросе приняли участие жители разных субъектов РФ, находящиеся на момент опроса на территории Ленинградской области. Среди опрошенных было 438 мужчин, что составило 44% от общего числа респондентов, и 562 женщины (56% от общего числа).
    Возрастной состав респондентов следующий:
    - до 20 лет – 11% от общего числа респондентов;
    - от 21 до 35 лет – 42% от общего числа респондентов;
    - от 36 до 50 лет – 36% от общего числа респондентов;
    - старше 51 года – 11% от общего числа респондентов.
    Таким образом, в опросе наименьшее количество отзывов было получено от жителей в возрасте младше 20 лет, большая часть респондентов представляла собой репрезентативную группу в возрасте от 21 до 35 лет [3].
    На вопрос «Какой Ваш социальный статус?» ответы распределились следующим образом:
    - работающий – 69% от общего числа респондентов;
    - неработающий – 5% от общего числа респондентов;
    - студент/учащийся – 18% от общего числа респондентов;
    - пенсионер – 8% от общего числа респондентов.
    Таким образом, в опросе, преимущественно, приняли участие работающие лица [6].
    На вопрос «Какое у Вас образование?» были получены следующие ответы:
    - Высшее – 50% от общего числа респондентов;
    - Неполное высшее – 20% от общего числа респондентов;
    - Неполное среднее– 1% от общего числа респондентов;
    - Общее среднее – 5% от общего числа респондентов;
    - Среднее специальное – 24% от общего числа респондентов.
    Таким образом, в опросе преимущественно приняли участие лица, имеющие высшее образование (50% от общего числа) [7].
    Среди всех опрошенных 53% составили жители, которые постоянно проживают на территории Ленинградской области, 32% от общего числа респондентов составили жители СЗФО (кроме Ленинградской области) и 15% жители других субъектов Российской Федерации. Из диаграммы заметно, что большее число респондентов проживают на территории Ленинградской области [5].
    Одним из приоритетных вопросов, который задавался респондентам, касался весьма актуальной на данный момент темы влияния туризма на окружающую среду – «Как, по Вашему мнению, развитие туризма влияет на окружающую среду?» (рис. 1).
    Большинство респондентов ответили (577 от общего числа), что «положительно, но только в случае применения своевременных природоохранных мер», 282 опрошенных ответили «скорее положительно», 54 человека сказали «скорее отрицательно», 48 человек не задумывались над этим, а 39 респондентов считают, что никак не влияет [2].
    66% респондентов считают, что экологическое состояние той или иной территории влияет на их выбор туристского маршрута, а 34% ответили – нет.
    Большинство респондентов, а именно 230 человек из 659, выдвигают на первый план на чистоту воды. На чистоту атмосферного воздуха обращают внимание 186 респондентов, на возможности потреблять экологически чистую пищу заостряют внимание 149 человек из 659, а 43 из опрошенных выделяют экологичность материалов, используемых при строительстве и дизайне гостиницы (или иного средства размещения) (рис. 2).
    Большинство опрошенных считают, что средства размещения должны иметь экологический рейтинг, помимо звезд (58% от общего числа респондентов), а 42% ответили «Нет».
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что для большого числа людей имеет значение не только звездный рейтинг, но и экологический [8].

    Список использованной литературы

    1. Гришин С.Ю., Ткачев В.А. Методические аспекты эффективного проектирования современной системы кластеров в сфере детско-юношеского туризма Северо-Западного Федерального Округа // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2016. № 1. С. 92–98.
    2. Карпова Г.А. Роль экологизации туризма в развитии региона // Известия СПбГЭУ. 2016. № 2(98). С. 59–65.
    3. Карпова Г.А., Черных А.Н. Проблемы экологизации различных секторов экономики // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2016. № 2. С. 7–13.
    4. Сайт Комитета Ленинградской области по туризму. URL: http://gov.spb.ru (дата обращения: 28.03.2017).
    5. Сайт Комитета по культуре Ленинградской области. URL: http://culture.lenobl.ru (дата обращения: 02.04.2017).
    6. Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru/activities/international_relations/Cross-border_coop/ (дата обращения: 25.03.2017).
    7. Сайт официальный Федерального агентства по туризму РФ. URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 27.03.2017).
    8. Туристский ресурс TripAdvisor: [сайт]. URL: https://www.tripadvisor.ru (дата обращения 30.03.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2