ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу о проблемных правовых аспектах и современных тенденциях самоорганизации жителей муниципалитетов

ON PROBLEMATIC AND LEGAL ASPECTS AND CURRENT TENDENCIES OF SELF-ORGANIZATION OF MUNICIPAL CITIZENS



С.Г. Соловьев
S.G. Solov'yev
solovev@feml.miass.susu.ru
зав. кафедрой конституционного, административного и муниципального права ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), доктор юридических наук, профессор, председатель Общественной палаты Миасского городского округа, член Экспертного совета Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Российской Федерации
Head of the Department of Constitutional, Administrative and Municipal Law, South Ural State University (National Research University), Doctor of Law, Professor, Chairman of Miass city district Public Chamber, member of Advisory council of Committee for Federal System and local self-government of the State Duma of the Russian Federation
г. Миасс (Челябинская обл.)
Miass (The Chelyabinsk Region)

Ключевые слова:

  • местное самоуправление
  • идеалы местного самоуправления
  • публичная самоорганизация жителей
  • ТОС
  • ТСЖ
  • общественный контроль
  • общественное самоуправление
  • общественные палаты муниципальных образований
  • Keywords:

  • local self-government
  • ideals of local self-government
  • public self-organization of citizens
  • territorial public self governance
  • housing owners' associations
  • public control
  • public chambers of municipalities
  • Статья посвящена исследованию концептуальных идеологических, организационных, а также теоретических и практических правовых аспектов развития правовых форм регулярной публичной самоорганизации жителей муниципалитетов.
    Рассмотрены основные проблемные аспекты внедрения в практику российского муниципального строительства таких форм регулярной публичной самоорганизации местных жителей, как: территориальное общественное самоуправление, товарищества собственников жилья, общественные палаты муниципальных образований, мелкие городские и сельские поселения, внутригородские муниципальные образования. Проанализированы ключевые организационные, идеологические проблемы развития форм регулярной публичной самоорганизации местных жителей и определены пути их решения. Намечены направления повышения эффективности проанализированных способов регулярной публичной самоорганизации жителей и оптимизации соответствующих форм их правового закрепления.
    Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект «Совершенствование системы концептуальных и идеологических основ местного самоуправления, закрепляемых в правовой системе Российской Федерации» № 16-03-50015.

    The article deals with the study of conceptual ideological, organizational as well as theoretical and practical legal aspects of the development of legal forms of regular public self-organization of municipal citizens.
    In the context of adopted practice of municipal building in Russia the author examines fundamental problematic aspects of introduction of such forms of regular public self-organization of local citizens as territorial public self governance, housing owners' associations, public chambers of municipalities, small urban and rural settlements and intra-urban municipal units with the key organizational and ideological matters as well as relevant problems solving issues dealing with the development of regular public self-organization of citizens being analyzed. In addition the key approaches have been defined with regard to the increase of efficiency of the ways of regular public self-organization of citizens and concerning optimization of appropriate forms of their legitimation.
    The research has been carried out with financial support provided by RFBR. The project "Improvement of the system of conceptual and ideological foundations of local self-government enshrined in the legal system of the Russian Federation» № 16-03-50015.

    Обзор статьи

    Вопросы развития правовых форм публичной самоорганизации жителей муниципалитетов представляют собой как давний объект научного поиска представителей муниципальной науки, так и предмет приложения усилий практиков муниципального строительства. На сегодня очевидным является тот факт, что для эффективного функционирования современной российской системы местного самоуправления необходимо учитывать специфику его содержания и организовать продуктивное взаимодействие его публично-властных и самоорганизующих элементов.
    Особую актуальность и злободневность данной проблеме придает и то обстоятельство, что в настоящих сложных внешнеполитических и социально-экономических условиях государству в лице органов публичной власти все сложнее становится эффективно обеспечивать решение вопросов местного значения как непосредственно (через деятельность органов государственной власти), так и опосредованно (через функционирование органов местного самоуправления).
    В сложившейся ситуации для качественного решения местных вопросов все более важное место приобретают наработанные к настоящему времени формы публичной самоорганизации жителей муниципалитетов, имеющие значительные резервы неиспользованного потенциала, обусловленного в первую очередь тем, что местные жители объективно заинтересованы в порядке на своей территории и им не безразлично, как решаются местные вопросы.
    На актуальность данной задачи указывают как теоретики государственного и муниципального права [6; 12; 15; 21], так и официальные лица, отвечающие за постановку целей развития страны (как известно, любое управление начинается с постановки целей). В связи с этим, Президент РФ поставил своем Послании еще в 2013 году четкую цель поддерживать гражданскую активность на местах <…>, чтобы у людей была возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом <…> [3], а в 2016 году он же, обращаясь к избранным депутатам Государственной Думы, особо подчеркнул тот факт, что «Сила России – внутри нас самих, она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и в нашей культуре» [9].
    Говоря о российских традициях, можно утверждать, что участие в общественном самоуправлении является естественной потребностью многих российских граждан (пусть не всегда отчетливо осознаваемой), так как традиции самоорганизации жителей, проживающих на территории современной России, имеют достаточно давние и крепкие корни. Еще хронист эпохи императора Юстиниана, известный византийский историк Прокопий Кесарийский, анализируя традиции славян, писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» [17]. Сегодня достаточно сложно отрицать имеющиеся исторические сведения о том, что на всем протяжении российской истории наши предки испокон веков жили общиной, миром и регулярно самоорганизовывались в различные объединения для самостоятельного решения самых разных проблемных вопросов, насущных забот, реализации своих интересов, обеспечения своей жизнедеятельности.
    Однако в настоящее время очевидно, что весь комплекс нормативно закрепленных форм самоорганизации местных жителей не обеспечивает соответствующие потребности общества. Это является одной из причин того, что формы самоорганизации населения не могут выйти из продолжительного системного кризиса. Формально все правовые механизмы самоорганизации жителей в законодательстве закреплены, а реально механизмы их эффективной работы не запущены. Этот факт мало кем отрицается, несмотря на то, что объективно местные жители заинтересованы в порядке на своей территории, им не может быть безразлично то, как решаются местные вопросы. Как отмечает В.И. Васильев, «… в большинстве крупных городов самоорганизация граждан для решения вопросов непосредственного жизнеобеспечения отсутствует. Ее заменяет самоуправление муниципальных чиновников, далеко не всегда внимательно относящихся к нуждам населения <…> муниципальная власть как власть самого населения здесь фактически не существует» [7. С. 5].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. 15 января. № 3. Ст. 145.
    2. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. 22 мая. № 21. Ст. 1930.
    3. Послание Президента Федеральному Собранию. 12.12.2013 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 24.10.2016).
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. 5 декабря. № 32. Ст. 3301.
    5. Определение ВС РФ от 05.05.2015 г. № 301-КГ15-3996.
    6. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 5–11.
    7. Васильев В.И. Законодательство о местном самоуправлении: сегодня и завтра // Местное право. № 6. 2014. С. 5–12.
    8. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон первый // Местное право. 2015. №1. С. 4–12.
    9. Владимир Путин выступил на первом заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53027 (дата обращения 01.11.2016).
    10. Гамов А.П. Хотели как лучше… Девятнадцать вечеров с Виктором Черномырдиным, или Как рождались крылатые слова эпохи. М.: Международные отношения: ЧеРо, 2008. 239 с.
    11. Иванова Е.Ю. Территориальное общественное самоуправление в сельских поселениях: проблемы деятельности и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 74–81.
    12. Кручинин С.В. Территориальное общественное самоуправление как форма проявления гражданской активности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 27–34.
    13. Полянский В.В., Волков В.Э. Гармонизация публичной власти – цель реформы местного самоуправления // Lex russica. 2014. № 7. С. 772–782.
    14. Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 15. C. 6–11.
    15. Усанов В.Е. Самоорганизация населения как основа эффективного местного самоуправления в России // Государство и право. 2012. № 6. С. 30–37.
    16. Холопов В.А. Развитие институтов непосредственной муниципальной демократии в условиях реформы территориальной организации местного самоуправления в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 9. С. 16–22.
    17. Хрестоматия по истории СССР. М., 1951. Т. 1. С. 16–17.
    18. Шугрина Е.С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 68–74.
    19. Abushenko D., Sirekanyan V., Solovev S. World Global Systemic Crisis and the Local Self-Government Basic Ideals // Asian Social Science (ASS). 2015. № 18. P. 267–274.
    20. Abushenko D., Solovev S. Reauthorization institution: «the audacity of hope» or the end of the Russian local selfgovernment illusions // Man In India. 2016. № 96 (12). С. 5647–5655.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2