ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Объекты, представляющие законный интерес частных инвесторов в современных условиях

OBJECTS OF LEGAL INTEREST FOR PRIVATE INVESTORS IN MODERN ENVIRONMENT



В.И. Русаков
V.I. Rusakov
rusakovvitaliy@yandex.ru
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук
a senior lecturer at the department of Civil Law disciplines ,the State Institute of Finance, Law and Technology, PhD in Law
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • инвестиции в привлекательные объекты
  • реальный сектор экономики
  • государственно-частное партнерство
  • казенное имущество
  • государственное и муниципальное имущество
  • особые экономические зоны
  • территории опережающего развития
  • стратегическое планирование
  • Keywords:

  • investments into attractive objects
  • real economy
  • public-private partnership
  • state-owned property
  • state and municipal property
  • special economic zones
  • advanced development territories
  • strategic planning
  • Для достижения целей инвестиционного проекта обосновывается возможность и необходимость планированного направления инвестиций в разработанные и готовые к реализации государственные и муниципальные приоритетные программы развития различных структур экономики.
    Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена отсутствием устоявшейся апробированной практики вложения средств в привлекательные объекты. В статье проводится сравнительно-правовой анализ действующего инвестиционного законодательства, регулирующего отношения между его участниками и предоставляющего определенные преимущества для предпринимательства.
    Выводы представленного исследования нацеливают публичные образования и частных инвесторов на стратегическое планирование (прогнозирование) социально-экономического развития муниципальных районов и субъектов Российской Федерации.

    In the context of ensuring goals achievent with regard to a particular investment project, the article substantiates possibility and necessity of planned investing into developed and ready for implementation state and municipal priority programs for growth of various economic structures.
    The relevance of the challenge under consideration is caused by the lack of established and approved practice of investments into attractive objects. The article provides a comparative and legal analysis of active investment law which regulates relationships between the participants whereof and provides some advantages for business.
    The conclusions presented in the research are aimed at encouraging public formations and private investors for social and economic development strategic planning with regard to municipal regions and constituent entities of the Russian Federation.

    Обзор статьи

    Под инвестициями в деловом сообществе принято называть вложения денежных средств, результатов интеллектуальной деятельности, объектов гражданских прав, инновационных технологий и иных материальных (нематериальных) ресурсов в объект с целью получения экономической выгоды и социально полезного эффекта. Возникает логический вопрос: можно ли такую общую формулировку использовать при составлении бизнес-плана, или, более того, инвестиционного проекта? Данного определения в виде общего понимания для предпринимателя, частного инвестора, специалиста, занимающегося проектированием инвестиционных соглашений, конечно же, будет не достаточно.
    Опыт реализации и практика выстраивания отношений в предпринимательстве показывает, что содержание понятия «инвестиции» применительно к каждому инвестиционному проекту различно, поскольку каждый раз определяется конкретным нормативным правовым актом, преследующим те или иные цели, которые воплощаются в разных юридических моделях регулирования [9]. Иначе говоря, предусмотренные действующим законодательством правовые конструкции достижения целей предприниматели могут «примерить» к конкретному инвестиционному проекту, исходя из общего состояния экономики, конъюнктуры инвестиционного рынка, правового режима объектов инвестирования, наличия сырья (полуфабрикатов), производственных сил, кадрового потенциала, инновационных технологий, рынка сбыта готового товара и других факторов. Проведенный объективный экономико-правовой анализ названных составляющих может позволить инвестору создать структуру концепции инвестиционного проекта и провести их детализацию.
    В дискуссии со сторонниками того или иного взгляда при определении подхода к проектированию необходимо учитывать сложность в толкованиях главных признаков инвестиционных отношений, которые в доктрине принято относить к предпринимательским [9]. Не вдаваясь в научную полемику с точки зрения практического применения норм права, остановимся на некоторых специальных законах, адресованных публичным образованиям и предпринимателям, для которых объектом вложения является реальный сектор экономики. Анализируемые законы регулируют различные правовые механизмы и способы достижения инвестиционных целей, соответственно, они, на наш взгляд, являются наиболее актуальными на сегодняшний момент.
    Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона о ГЧП (МЧР) [1] (далее – Закон о ГЧП (МЧП) к объектам соглашения о ГЧП (МЧП) отнесены инфраструктурные объекты реального сектора экономики, под которым понимается согласно ч.1 ст. 12 следующие объекты – недвижимое и (или) недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой, нуждающееся в крупных долгосрочных инвестициях. Как положительное в Законе о ГЧП (МЧП) закладывается идея не только гарантированного возврата вложенных средств, но и получение разумной прибыли [11]. Императивная норма, указанная в п. 2 настоящей статьи, исключает из перечня объектов имущество, установленное законодательством, относящееся исключительно к государственной или муниципальной собственности, либо имеется прямой запрет на отчуждение (нахождение) в частную (-ой) собственность (-и). Таким образом, все остальные объекты могут передаваться, по общему правилу, в частную собственность с обременением на определенный в соглашении о ГЧП (МЧП) срок. До подписания соглашения объект должен находиться в собственности публичного образования и свободным от прав третьих лиц, т.е. абсолютно свободным – не должен находиться в аренде или в вещном праве и т.п.
    Здесь необходимо отметить, что не может быть вовлечено распределенное имущество: имущественный комплекс учреждений и унитарных предприятий; а напротив, вовлекается исключительно казенное (нераспределенное – с точки зрения понимания «казенное») имущество (абз. 2 п. 4 ст. 214 и абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). Полагаем, с перечнем объектов, находящихся на муниципальном уровне предприниматели (инвесторы) должны иметь возможность знакомиться в открытом доступе, за исключением информации, относящийся к государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне (принцип прозрачности в системе стратегического планирования [2]). На наш взгляд, привлекательности перечисленных объектов будет способствовать и степень финансового участия публичного образования, которая отражается в публичных сведениях каждого конкретного инвестиционного проекта.
    Законом о ГЧП (МЧП) допускается участие в проекте в качестве частного партнера исключительно российского юридического лица. Такую позицию законодателя автор настоящей статьи ранее раскрыл в одной из своих работ [12]. Представляется созвучной в этом вопросе и правовая позиция О.А. Еникеева [10].
    Целью Закона о концессионных соглашениях [3] определяется привлечение инвестиций в экономику страны, а также эффективное использование государственного и муниципального имущества, направленное на повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых широкому кругу потребителей. Соответственно, согласно нормам императивных требований закона в редакциях от 02.07.2010 г. № 152-ФЗ, от 25.04.2012 г. № 38-ФЗ и от 03.07.2016 г. № 275-ФЗ, имущественный комплекс – объект концессионного соглашения – может принадлежать государственному (муниципальному) унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения и может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления. Передача имущества будет производиться только после проведения полной инвентаризации всего имущественного комплекса, установления за каждым объектом всех обязательств и обременений, согласно нормам действующих положений о бухгалтерском учете организации (ПБУ) и подписанного акта приема – передачи между концедентом и концессионером. Из изложенного вытекает, что передаваемое имущество рассматривается в соответствии с цивилистической интерпретацией, изложенной в п. 1 ст. 2 ГК РФ, т.е. в качестве источника получения прибыли. При таких обстоятельствах нам близка позиция профессора О.Ю. Скворцова, который пишет, что «под имуществом … следует понимать в широком смысле совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей имущественного характера, пользование которой либо ее элементами направлено на систематическое получение прибыли…» [8]. Таким образом, передаются по праву следования в доверительное управление по нормам гражданского законодательства концессионеру не только имущественные права, но и возникшие до передачи по нему обязательства (например, – залог имущества), в том числе и обязанности по обязательным платежам по налогу на это имущество. Это же касается и налога на прибыль, местных и региональных налогов, оформленных в соответствии с правилами ст.ст. 66 и 67 НК РФ, как инвестиционный налоговый кредит. На наш взгляд, названные имущественные права и обязанности должны включаться в стоимость инвестиционного проекта. Такая правовая позиция будет способствовать скорейшему запуску проекта с вовлечением неэффективно используемого имущественного комплекса публичным образованием.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.
    2. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
    3. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.
    4. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 г. № 486-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
    5. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г. № 361-ФЗ) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
    6. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г. № 252-ФЗ) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26.
    7. Федеральный закон от 30.10.2007 г. № 238 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 45. Ст. 5417.
    8. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. Коммерческое (предпринимательское) право: в 2 т. / под ред. В.Ф. Попондопуло. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016.
    10. Еникеев О.А. О предыстории легализации принципа судебного иммунитета иностранных государств в гражданском процессе // Актуальные проблемы современных общественных наук. Социальный вектор развития государственного управления и экономики: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / отв. ред. А.Р. Даутова. 2016. С. 233–239.
    11. Лебедев К.К., Русаков В.И. Правовое регулирование государственно-частного партнерства при осуществлении инвестиционных проектов: монография. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2014. 370 с.
    12. Русаков В.И. Правовые аспекты государственно-частного партнерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 3(131). С. 82–87.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2