О необходимости государственной поддержки рынка IT-услуг

ON NEED FOR STATE SUPPORT OF IT SERVICES MARKET



П.П. Табурчак
А.П. Табурчак
И.Л. Корнилова
P.P. Taburchak
A.P. Taburchak
I.L. Kornilova
frid4141@mail.ru
frid4141@mail.ru
economics_faculty@tehnolog.edu.ru
зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
зав. кафедрой бизнес-информатики Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры финансов и статистики Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), кандидат экономических наук, доцент
Head of the Department of Management and Marketing, St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University), Doctor of Economics, professor, Honoured Worker of Science of the Russian Federation
Head of the Department of Business Informatics, St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University), Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Finance and Statistics, St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University), PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • IT-индустрия
  • рынок IT-услуг
  • информационные технологии
  • программное обеспечение
  • венчурные фонды
  • соинвесторы
  • информационные системы
  • Keywords:

  • IT-industry
  • market of IT-services
  • information technology
  • software
  • venture funds
  • co-investors
  • information systems
  • Актуальность данной темы связана с необходимостью системного изучения направлений государственной поддержки рынка IT-услуг в Российской Федерации. Авторами рассматриваются возможности внедрения IТ-услуг в государственное управление и в социально-экономическую сферу, что поможет решить проблему их модернизации в нашей стране. Задачи поддержки развития рынка IТ-услуг должны быть одними из самых приоритетных государственных задач. Авторами статьи подробно сформулированы основные направления этой поддержки.

    The relevance of the research is connected with the need for system study of the directions of state support of the IT services market in the Russian Federation. We consider the possibilities to introduce IT services in state administration and socio-economic sphere, which will contribute to solving the problem of modernization in our country. The support of IT services market should be among the priorities of the government. We fully describe the guidelines for the support in question.

    Обзор статьи

    В современном мире информационные технологии – это один из главных источников инноваций. Именно от того, как развита в стране IT-индустрия, во многом зависит экономика страны. Как показал индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), Россия пока отстает от развитых стран в мире. И хотя имеется некоторая положительная динамика в его развитии, но большинство аналитиков сходятся во мнении, что пока российский рынок информационных технологий в денежном выражении находится в состоянии стагнации. Замедление темпа экономического роста страны вызвало сокращение расходов на IT-услуги как со стороны частного сектора, так и со стороны государства. Именно поэтому авторы решили сформулировать главные направления государственной поддержки рынка IТ-услуг. Внедрение IТ-услуг в государственное управление и в социально-экономическую сферу поможет решить задачу модернизации страны. Задачи поддержки развития рынка IТ-услуг должны быть одними из самых приоритетных государственных задач. Попробуем сформулировать основные направления этой поддержки.
    Главным направлением, безусловно, является необходимость разработать основные процедуры, которые обеспечат реализацию правовых механизмов на рынке IT-услуг. Во-первых, необходим единый подход к законодательной базе в сфере IT-услуг. Следует четко сформулировать Гражданский кодекс Российской Федерации об информации. В этом кодексе должны быть подробнейшим образом описаны вопросы регулирования прав на информацию. Вопросы распространения информации, доступа к информации, защиты информации, защиты от недостоверной информации, вопросы ответственности за несанкционированное использование информации, в конце концов, права на информацию и т.д. и т.п. Обязательно должен быть составлен перечень информации, которую государство обязано сделать доступной для своих граждан. Этот перечень должен быть закреплен законодательно. Граждане должны получить доступ к официальной информации, а государственную власть необходимо законодательно обязать эту информацию гражданам предоставлять. Особое внимание следует уделить информации в сети «Интернет». Надо четко сформулировать требования к информации в сфере предпринимательской деятельности, а также меру ответственности за недостоверность информации, распространяемой через сеть «Интернет». Создать законы, которые обеспечат развитие электронного документооборота.
    Необходимо также обеспечить развитие внутреннего рынка IT-услуг. Для этого на государственном уровне нужно обеспечить спрос на IT-услуги и устранять препятствия для внедрения новых предложений в сфере IT. Спрос должны обеспечить бюджетные учреждения и госорганы. Они своим примером должны показать остальным организациям, что необходимо использовать информационные технологии в решении задач управления фирмой. Увеличение спроса позволит снизить стоимость IT-услуг и таким образом повысит их доступность для населения.
    Кроме того, необходимо выработать оптимальный срок использования компьютерного оборудования и программного обеспечения. Всем известно, что существует понятие «морально устаревший». Это может касаться как аппаратного, так программного обеспечения. Необходимо избегать ситуаций, в которых при уже разработанном новом, значительно превышающим по своим параметрам предыдущие разработки оборудовании и программном обеспечении предприятием продолжается использование старого варианта на старом оборудовании в целях экономии. Зачастую руководители этих организаций не представляют в полной мере, во что может превратиться такая экономия. Поэтому на государственном уровне должен быть разработан оптимальный срок использования вычислительной техники.
    Важнейшей проблемой, которую следует решать незамедлительно и которую практически невозможно решить без участия государства, является переход от собственных доморощенных разработок к использованию информационных систем, разработанных специализированными организациями. Этот процесс постепенно набирает обороты, но пока дело продвигается достаточно медленно. Ускорить процесс может проведение открытых конкурсов на разработку информационных систем для государственных учреждений. В 2016 году открыта Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок [3]. К сожалению, она не предусматривает проведение государственных закупок для государственных нужд в области информационных технологий. А такая система просто необходима. Очевидно, что для успешного использования новейших достижений в области информационных технологий в деятельности бюджетных учреждений необходимо постоянно повышать квалификацию госслужащих в этой сфере.
    Государство, желающее процветать, должно стремиться к расширению использования информационных технологий населением. Необходимо разработать мероприятия, которые поддержали бы малообеспеченные семьи при приобретении ими компьютера. Например, можно возвращать часть денег из налога на доходы физических лиц. Стоит также снижать импортные пошлины. Это, в свою очередь, снизит цены на вычислительную технику и сделает компьютеры доступнее для населения, тем более, что эти пошлины не решают задачу защиты внутреннего производителя. Следует активно популяризировать информационные технологии среди населения: обеспечить подключение всех образовательных учреждений страны к сети Интернет за государственный счет. Стимулировать замену устаревших компьютеров современной техникой. Создавать социальную рекламу, направленную на популяризацию информационных технологий среди населения. Увеличивать количество центров повышения компьютерной грамотности и доступа в сеть «Интернет». Все перечисленные меры значительно повысят уровень компьютерной грамотности населения.

    Список использованной литературы

    1. Асаул А.Н., Рыбнов Е.И., Егорова О.А., Левченко Т.М. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства. СПб: АНО ИПЭВ, 2010. 252 с.
    2. Яблочников Е.И., Фомина Ю.Н., Саломатина А.А. Компьютерные технологии в жизненном цикле изделия. СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2010. 188 с.
    3. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 27.01.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2