ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Концепция взаимодействия глобальной компании с региональными рынками труда и образовательными организациями системы профессионального образования и обучения кадров

CONCEPT OF INTERACTION OF GLOBAL COMPANY WITH REGIONAL LABOR MARKETS AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION AND STAFF TRAINING SYSTEM



Г.И. Лукин
G.I. Lukin
laborator@rambler.ru
научный руководитель лаборатории социально-экономических проблем профессионального образования и занятости населения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО
scientific supervisor, the Laboratory of Social and Economic Problems of Professional Education and Employment, St. Petersburg University of Economics, Doctor of Economics, professor, corresponding member of the Academy of Sciences of Russia
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • глобальная компания
  • категория взаимодействия
  • региональные рынки труда
  • образовательные организации
  • система профессионального образования и обучения кадров; теория стейкхолдеров
  • трудовые ресурсы
  • технико-экономические показатели
  • Keywords:

  • global company
  • interaction category
  • regional labor markets
  • educational organizations
  • system of professional education and staff training
  • stakeholder theory
  • labor resources
  • engineering-and-economical performance
  • В статье определены теоретические предпосылки взаимодействия глобальной компании с региональными рынками труда и образовательными организациями системы профессионального образования и обучения кадров. На этой основе автором определены цель и задачи разработки концепции указанного взаимодействия применительно к ПАО «Газпром».

    We determine theoretical prerequisites of interaction of a global company with regional labor markets and educational organizations belonging to the system of professional education and staff training. On the basis of the research we specify the aim and tasks of the cooperation in question as applied to Gazprom.

    Обзор статьи

    К глобальным государственным или частным компаниям следует относить конкурентоспособные высокотехнологичные компании со значительной долей продаж своей продукции в соответствующих секторах мирового рынка товаров и услуг не ниже 13% и еще более значительной долей продаж на внутреннем рынке не менее 35–45%. Эти параметры свойственны, например, такой глобальной энергетической компании России, как ПАО «Газпром». Компания поставляет газ более чем в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья, является единственной в стране производителем сжиженного газа, что чрезвычайно важно для нашей огромной территории с удаленными малонаселенными районами Севера и Дальнего Востока, в которых экономически нецелесообразно «тянуть» трубопроводный газ. В то же время принцип «газ – для всего населения страны» должен быть одной из основных целей для этой национальной компании. Еще одной характерной чертой глобальных компаний является их обладание собственными инвестиционно-инновационными ресурсами, а также инвестиционной привлекательностью, в т.ч. для зарубежных и государственных инвестиций с их использованием в масштабных национальных и международных инвестиционно-инновационных проектах типа «Северный поток» и «Турецкий поток» или образование газо-химического кластера «Сила Сибири». Важно подчеркнуть, что без обеспечения этих масштабных проектов высококвалифицированными кадрами, способными осваивать новые наукоемкие технологии, реализация этих проектов будет весьма затруднительна, прежде всего, на стадии пуско-наладочных работ принятых к реализации инвестиционно-инновационных проектов. Поэтому углубление взаимодействия глобальной компании с образовательными организациями системы профессионального образования и непрерывного обучения кадров, а также с вузовской отраслевой и академической наукой позволяет более активно наращивать интеллектуальный потенциал ее работников и интеллектуальный капитал компании по всем ее структурным компонентам и, как следствие этого, сохранять ее высокую конкурентоспособность.
    Категория взаимодействия имеет свою философскую, социально- психологическую, педагогическую, информационную, экономическую и другие сущностные формы проявления. Так, например, В.В. Андронатий, анализируя подходы к понимаю категории взаимодействия в совокупном гуманитарном знании замечает, что «общее в подходах различных научных дисциплин к определению взаимодействия выражено, прежде всего, в обязательном наличии, во-первых, его субъектов (как сторон или участников, от свойств которых зависит ход взаимодействия), во-вторых, среды, обладающей теми или иными, не всегда четко определенными искажающими свойствами по отношению к предмету взаимодействия, и, в-третьих, собственно предмета, выражающего содержание взаимодействия» [1. С. 8]. А, например, Г. Зиммель рассматривал взаимодействие как базовый конституирующий фактор общества и считал важнейшей задачей социологии изучение и описание чистых форм социации (устойчивых типов структур взаимодействия, повторяющихся во все эпохи и во всех обществах) [2].
    В экономике категория взаимодействия проявляется во всех процессах общественного воспроизводства: между спросом и предложением, между рынками труда и образовательных услуг, между производством и занятостью населения и т.д. При этом движущей силой развития и углубления процессов взаимодействия выступает потребность человека в материальных и духовных благах. Удовлетворение этой потребности порождает, по словам А. Смита, «экономический интерес индивида, его экономическую волю, которая является неизменным двигателем прогресса, действующим с различной настойчивостью и эффективностью при всех политических устройствах» [3. С. 27–29]. Назовем этот экономический интерес человека первым звеном его взаимодействия с внешней средой, прежде всего, с социально-экономической. В качестве второго звена этого взаимодействия выступает система профессионального образования и обучения кадров, ибо без этого звена невозможно взаимодействие человека с современным производством. В качестве третьего звена выступают местные и региональные рынки труда, на которых осуществляется саморегулирование спроса производства на рабочую силу и предложение трудоспособного человека, его способностей, знаний, умений и навыков. И, наконец, четвертое звено взаимодействия человека, носителя своего капитала здоровья и образования, – это само производство, которое предоставляет наемному работнику рабочее место с определением условий труда и договорной заработной платой. Здесь вступают силу внутрифирменные взаимосвязи производства с наемным работником. Общую модель взаимосвязи человека с социально-экономической средой можно представить в виде блок-схемы (см. рисунок).

    Список использованной литературы

    1. Андронатий В.В. Анализ категории «взаимодействие» в современном гуманитарном знании. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2007.
    2. Зиммель Г. Избранное. М.; Юрист, 1996.
    3. Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
    4. Freeman R. Edward. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2