ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Метод проектного обучения в процессе подготовки бакалавров по направлению «Сервис» и «Туризм» для современной экономики

METHOD OF PROJECT-BASED LEARNING IN TRAINING BACHELORS OF SERVICE AND TOURISM FOR MODERN ECONOMY



Л.А. Аксенова
L.A. Aksenova
spb_aks@mail.ru
старший преподаватель кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior teacher, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • интеллектуализация экономики
  • проектный метод обучения
  • образовательная деятельность
  • образовательный стандарт
  • подготовка бакалавров
  • экономическое развитие
  • Keywords:

  • intellectualization of economy
  • project-based learning
  • educational activity
  • standard of education
  • bachelors’ training
  • economic developm
  • В статье рассмотрены вопросы, связанные с влиянием качества обучения студентов в экономических вузах на процесс интеллектуализации экономики. Обоснована идея о том, что современные инновационные процессы в экономической сфере повышают требования к выпускникам экономических вузов. В связи с этим автор предлагает идею внедрения в образовательный процесс проектного метода обучения в системе подготовки бакалавров.

    We consider issues connected with the influence of students’ training in higher economic institutions on intellectualization of economy. We substantiate the idea that modern innovation processes in economic sphere increase the requirements that graduates of economic institutions face. In this connection, we suggest introducing project-based learning into educational process of bachelors’ training.

    Обзор статьи

    В современном быстроменяющемся мире происходит процесс интеллектуализации экономики, что, с одной стороны, повышает роль образования, с другой, – увеличивает значение интеллектуальной деятельности. Такая тенденция способствует формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, духовно-нравственного потенциала общества, и, соответственно, является одним из ключевых факторов социально-экономического развития страны.
    Инновационные преобразования в экономической сфере вызывают существенное изменение в системе подготовки бакалавров, которых готовят высшие учебные заведения, и предъявляют высокие требования к молодому поколению в целом. Расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный рост поступающей информации требуют необходимости реформирования как общества в целом, так и образования в частности. Все это, в свою очередь, влияет на потребность в разработке новейших методов, изменяющих подход к образовательной деятельности вуза, благоприятствующих формированию соответствующих компетенций у будущих специалистов. Образование является одним из важных ресурсов экономического развития в подготовке выпускников, способных воспринимать любые изменения в науке, технологии, бизнесе и в других отраслях [2].
    Приоритетным направлением государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [1] является обеспечение роста качества отечественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития современного российского общества и развивающейся экономики.
    Программа опирается на новые образовательные стандарты, которые, в свою очередь, формируют новые требования к процессу и результатам обучения. Отличительной особенностью современного федерального стандарта высшего профессионального образования (ФГОС 3) является его направленность не только на накопление знаний, но и на формирование умений применять знания на практике, на развитие определенных компетенций и личности студента. Для реализации этой задачи необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и методов [3].
    Одним из вариантов модернизации является внедрение новейших технологий, таких как проектный метод обучения. Он позволяет раскрыть индивидуальность обучающегося как личности, стимулируя и развивая творческие, аналитические, интеллектуальные способности и умения студента. Данный метод благодаря организации тематических проектов позволяет привлекать студентов к самостоятельному решению реальных задач. Суть методики заключается в развитии у обучающихся следующих навыков: самостоятельного конструирования знания, ориентирования в информационном пространстве, развития критического мышления и раскрытия творческого потенциала.
    Главная идея такого проектного образования на активной основе – заинтересованность самих обучающихся в получении определённых знаний для достижения поставленных целей на практике (написание, реализация проекта и др.). Также в ходе реализации данного метода в учебном процессе студенты получают бесценный опыт работы в сплочённом коллективе единомышленников (одногруппников) и преподавателя, но при этом активное участие последнего не требуется, так как происходит повышение активности ребят. Это достигается с помощью создания благоприятных условий для проявления инициативы, подачи идей, деятельности со стороны обучающихся. Здесь преподаватель играет роль куратора творческого процесса, направляя студентов, контролируя время и соблюдение плана действий.
    Положение проектного метода заключается в следующем:
    1) развивая творческие навыки, студент определённо находится в центре внимания;
    2) мотивация студентов, внесение личного характера при построении необходимой логики деятельности (в отличие от образовательного процесса, где строится логика только учебной дисциплины);
    3) проект позволяет перейти на более индивидуальный темп работы студентов, обеспечивая гарантированный переход каждого на новый уровень развития;
    4) разработка учебной деятельности по новым технологиям благоприятно отразится не только на умственных, но и на физических и психических функциях студента;
    5) благодаря индивидуальному подходу к обучению студентов, усвоение базовых знаний будет более простым и понятным.
    В проектном обучении основной задачей является решение поставленной проблемы с использованием различных методов, с помощью интегрирования новых знаний, умений и навыков обучающегося. Место проведения данных работ может не ограничиваться стенами аудитории, им также может стать и внеаудиторная дислокация студентов.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 13.12.2016).
    2. Боков Л.А., Катаев М.Ю., Поздеева А.Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2013. № 6.
    3. Инновационные методы обучения в высшей школе: проектно-ориентированный, проблемный, поисковый и другие методы: сб. статей по итогам методической конференции ННГУ 12–13 февраля 2014 г. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014. 240 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2