ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовое регулирование доступа к информации о деятельности органов государственной власти: федеральный и региональный уровень (на примере Санкт-Петербурга)

Legal Regulation of Access to Information about Activity of Governmental Bodies at Federal and Regional level (by the example of St. Petersburg)



Г.А. Пчелинцев
Georgy Pchelintzev
imbip@mail.ru
соискатель кафедры правовых дисциплин Института международного бизнеса и права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
candidate for PhD at the Department of Legal Sciences of Institute of International Business and Law of St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются вопросы правового регулирования доступа к информации, анализируется деятельность органов государственной власти в сфере данного регулирования, а также соответствующее федеральное и региональное законодательство.
We look at issues of legal regulation of access to information and analyze the activity of governmental bodies in the sphere of the regulation in question as well as relevant federal and regional legislation.

Ключевые слова:

  • доступ к информации
  • электронное правительство
  • органы государственной власти
  • электронный документооборот
  • сеть Интернет
  • информационные отношения
  • Keywords:

  • access to information
  • governmental bodies
  • Internet
  • information relations
  • electronic circulation of documents
  • e-government
  • Обзор статьи

    Вопрос правового регулирования доступа к информации о деятельности органов государственной власти является весьма актуальным в современный период. В истории правового просвещения населения в России новый этап ознаменован принятием Президентом РФ Д.А. Медведевым 4 мая 2011 года «Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», обозначивших общие подходы к взаимодействию государства и СМИ в целях правового просвещения россиян. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы имеет Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1]. Данный закон вводит важнейшее понятие «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления размещается в сети Интернет (на официальных сайтах с указанием адресов электронной почты для направления запросов от пользователей). Также информация о деятельности органа местного самоуправления, который не имеет возможности размещать информацию в сети Интернет, может размещаться на официальном сайте того субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм. и доп. от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
    2. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2002. 4 февраля. № 5. Ст. 531.
    3. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2009 г. «О государственных информационных системах Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2009. № 7.
    4. Указание ЦБР от 30.06.2000 г. № 812-У «О порядке предоставления кредитными организациями в Банк России в электронном виде отчётности» // Нормативные акты по банковской деятельности. 2000. № 7.
    5. Алхутова Г.А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
    6. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2005.
    7. Большаков С.В. Избирательные информационные отношения // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2001. № 10 (124).
    8. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.
    9. Информационная открытость власти: новый вызов коррупции в России // Фонд Свободы Информации: [сайт]. URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/716 (дата обращения: 11.12.2012)
    10. Кабанов А.А., Смольяков А.А., Томин В.А. Конституционно-правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации: монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006.
    11. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
    12. Нефедов С.И. Государственное управление в информационной сфере как функция современного государства // Вестник Алтайской науки. 2004. Вып. 1. С. 53–57.
    13. Окинавская хартия информационного общества от 22.07.2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8.
    14. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 29–35.
    15. Талапина Э.В. Информационная функция государства // Административное и информационное право. М., 2003. С. 246–250.
    16. Холодковский К.Г. Доступ к информации как демократический институт // Полис. 2010. № 5. С. 155–160.
    17. Lynch I.C. How Russia is not ruled: reflections on Russian political development. Cambridge University Press, 2012.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2