Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в РФ

PROBLEM OF ASSESSING EFFECTIVENESS OF LOCAL SELF-GOVERNING BODIES IN RUSSIAN FEDERATION



Н.Н. Якимчук
N.N. Yakimchuk
yakimchuk777@bk.ru
и.о. зав. кафедрой государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат политических наук
acting Head of the Department of State and Municipal Administration, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Political Science
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • эффективность государственного и муниципального управления
  • органы местного самоуправления
  • показатели и методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
  • Keywords:

  • effectiveness of state and municipal administration
  • local self-governing bodies
  • indicators and methods of assessing effectiveness of local self-governing bodies
  • В статье рассматривается понятие «эффективность» применительно к сфере государственного и муниципального управления. Проанализирована система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в РФ: нормативно-правовая основа, показатели, методика. Выявлены проблемы оценки эффективности работы муниципальной власти: содержание показателей эффективности не в полной мере соответствует содержанию вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов; унифицированность показателей без учета особенностей развития муниципальных образований; отсутствие полноценной и достоверной статистической информации; несовершенство правил оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления и правил оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления и руководителей организаций.

    We consider the concept of “effectiveness” with reference to state and municipal administration. We analyze the system of assessing local self-governing bodies in the Russian Federation from the point of view of legal foundations, indicators and methods. The following problems of effectiveness assessment are revealed: the contents of effectiveness indicators do not fully correspond to the problems faced by local municipal areas and urban districts; common indicators do not take into consideration specific characteristics of municipal units development; there is a lack of relevant and reliable statistical data; the rules of assessing satisfaction of the population with local self-governing bodies as well as rules of assessing the effectiveness of local self-governing bodies and their heads are imperfect.

    Обзор статьи

    Одним из приоритетных направлений проводимой в РФ административной реформы является эффективность государственного управления и местного самоуправления. Повышение эффективности деятельности органов власти декларировалось в качестве одной из базовых целей реформирования как Концепцией административной реформы в Российской Федерации 2006–2010 годов (утвержденной распоряжением Правительства от 25.10.2005 г. № 1789-р), так и Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы (утвержденной распоряжением Правительства от 10.06.2011 г. № 1021-р). В 2007 году в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были внесены поправки, а именно – появилась статья 18.1 «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления» [2. Ст. 18.1]. В 2008 году Указом Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [3] был утвержден перечень показателей эффективности. Методика мониторинга эффективности, рекомендации по грантовой поддержке муниципальных образований, направленной на стимулирование инициатив на местном уровне и их поощрение, представлены в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1317 [4].
    В вышеуказанные нормативно-правовые акты с 2008 по 2016 гг. неоднократно вносились поправки. Вопросы эффективности деятельности органов местного самоуправления являются предметом активного обсуждения как в научных кругах, так и среди практиков муниципального управления. Связано это, в первую очередь, со сложностью использования общепринятого в литературе по теории управления и экономике понятия «эффективность» применительно к управлению муниципальным образованием. Когда речь идет об эффективности какого-либо экономического явления, то мы оцениваем результат конкретной деятельности на каждую единицу затрат: финансовых, трудовых, материальных и пр.
    При оценке государственного и муниципального управления сложными социально-экономическими системами возникает необходимость объективно характеризовать эффективность и результативность одновременного решения множества задач, которые могут иметь характер глобальных и локальных, стратегических и тактических, отраслевых, общегосударственных, региональных и муниципальных, сопоставив эффект, т.е. результат, полученный в системе, с затратами, направленными на его достижение. Центральное место при оценке эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления занимает не столько величина экономического эффекта, а, в первую очередь, социально-политические результаты власти, удовлетворенность граждан качеством их жизни. С понятием «эффективность» управления тесно связано понятие «результативность». «Результативность» деятельности органов государственной власти и местного самоуправления понимается как степень достижения поставленных целей (ожидаемых результатов) деятельности.
    Экономическая эффективность и социальная эффективность тесно взаимосвязаны друг с другом. Известный итальянский экономист В.Парето, которого справедливо считают одним из основоположников концепции эффективности (неоклассическая теория благосостояния), рассматривает эффективность как «состояние дел, при котором невозможны изменения, направленные на более полное удовлетворение желаний одного человека, не наносящие при этом ущерб удовлетворению желаний другого человека» [5].
    Специфика местного самоуправления в РФ заключается в его организационной обособленности в общей системе управления государством – «органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти» [1. Ст. 12]. Законодательством определено, что именно через местное самоуправление народ осуществляет свою власть как через прямые формы участия, так и (или) через органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения, исходя из истории, традиций и интересов жителей определенной территории. Органы местного самоуправления, в структуре которых предусмотрена обязательность наличия представительного органа местного самоуправления, высшего должностного лица – главы муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации подотчетны, в первую очередь, гражданам. Главная цель их деятельности – обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и улучшение качества жизни населения на постоянной основе.
    Применяемая сегодня унифицированная методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления заключается в том, что главы муниципальных районов и городских округов готовят ежегодный доклад о достигнутых значениях 40 показателей за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период и представляют его в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Указом Президента предусматривается обязательная публикация докладов в сети Интернет [3], целью которой является открытость и прозрачность власти для граждан. Каждый житель получает возможность оценить работу муниципальной власти и сравнить ее с результатами работы органов местного самоуправления других территорий.
    Для оценки эффективности применяются абсолютные (например, среднегодовая численность постоянного населения [4]) и относительные (число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения [4]) показатели; показатели комплексной оценки, которые включают в себя как объективные данные о развитии муниципалитета, так и субъективную оценку деятельности органов местного самоуправления со стороны граждан.
    С помощью мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления можно выявить, какие сферы являются проблемными и требуют повышенного внимания со стороны местных властей, какие существуют внутренние резервы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.
    К несомненным положительным сторонам системы оценки эффективности деятельности муниципальной власти можно отнести стимулирование муниципальных органов за счет предоставления грантов в форме межбюджетных трансфертов из регионального бюджета в случае достижения наилучших значений показателей.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. 2014. 14 апреля. № 15. Ст. 1691.
    2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. 6 октября. № 40. Ст. 3822.
    3. Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. от 04.11.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. 5 мая. № 18. Ст. 2003.
    4. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1317 (ред. от 09.07.2016 г.) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (вместе с "Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", "Методическими рекомендациями о выделении за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", "Правилами оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки")» // Собрание законодательства РФ. 2012. 24 декабря. № 52. Ст. 7490.
    5. Ильин В.В., Шедько Ю.Н. Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития регионов России // Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 30 ноября 2012 года. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/en/conference---2-2012-/1479-a (дата обращения: 25.12.2016).
    6. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2015 год. М.: Отдел муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, 2016. 35 с. // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/ (дата обращения: 07.12.2016).
    7. Корчагина Т.С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: автореф. дис. … канд. экон. наук. Саранск, 2016. 24 с.
    8. Портал административной реформы. Совершенствование государственного управления. URL: http://ar.gov.ru (дата обращения: 23.12.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2