ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Теоретические аспекты построения стихийных и превентивных стратегий управления организацией

THEORETICAL ASPECTS OF CREATING EMERGENT AND PREVENTIVE STRATEGIES OF ORGANIZATIONAL MANAGEMENT



Л.В. Шамрай
Н.А. Смирнова
L.V. Shamray
N.A. Smirnova
shamraylv@yandex.ru
natalya-smirnova@yandex.ru
доцент кафедры экономики и управления, Волгоградский институт бизнеса, кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики и управления, Волгоградский институт бизнеса, кандидат социологических наук, доцент
An Associate Professor at the Department of Economics and Management, Volgograd Institute of Business, an Associate Professor
An Associate Professor at the Department of Economics and Management, Volgograd Institute of Business, PhD in Sociology, an Associate Professor
г. Волгоград
г. Волгоград
Volgograd
Volgograd

Ключевые слова:

  • стратегия управления организацией
  • превентивный подход
  • стихийный подход
  • менеджеры
  • внешнее окружение
  • планирование
  • структура организации
  • модель формирования стратегии
  • централизованный контроль
  • рынок
  • Keywords:

  • organisational management strategy
  • preventive approach
  • emergent approach
  • managers
  • external environment
  • planning
  • organizational structure
  • model of strategy formation
  • centralized control
  • the market
  • В настоящей статье представлены результаты исследований сложных и разнообразных процессов формирования стратегии организации на основе уточненных концепций превентивной и стихийной стратегий. Авторами совершена попытка расширения горизонтов стратегического мышления посредством демонстрации ограниченности представления о формировании стратегии как об априорно аналитическом процессе и неправомерности противопоставления превентивной и стихийной стратегий. Описаны типы стратегий организации, различающиеся степенью стихийности, сделаны выводы об эффективности описанной модели формирования стратегии.

    This article presents the results of studies of complex and diverse processes of creating organizational strategy on the basis of refined concepts of preventive and emergent strategies. The authors made an attempt to expand the horizons of strategic thinking by demonstrating the boundedness of strategy formation understanding as of an a priory analytical process and by revealing the illegality of contrasting emergent and preventive strategies. The authors describe major types of organizational strategies which differ in degree of spontaneity and draw a conclusion about the effectiveness of the described model of strategy formation.

    Обзор статьи

    Стратегическое планирование деятельности организации является предметом обширных дискуссий, многие исследователи и вовсе приходят к мысли об отсутствии необходимости в стратегическом планировании, считая достаточным иметь целевую задачу: заданный уровень рентабельности, прибыли, денежный поток, а сам «путь» к желаемому показателю описывать не нужно. Для успешного выбора стратегии фирмы необходим глубокий анализ существующих направлений, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности компании [14]. В качестве цели исследования авторы статьи, напротив, предлагают рассмотреть возможные стратегии поведения предприятия на рынке и критерии их выбора.
    Методологические и теоретические аспекты становления и развития стратегического управления деятельностью организации нашли свое отражение в трудах Ю.В. Бабановой [2], А.О. Меньшенина, Г.С. Мерзликиной [15], О.А. Евсеевой [8], И.В. Исаевой [10], О.В. Кудиной [12], В.В. Ваховского, Б.Ю. Мохтаева [4], Е.А. Радионовой [16]. Значение и механизмы стратегического управления хозяйственными системами рассмотрены в трудах Е.В. Слащева [18], Е.В. Чумаковой [22], А.В. Квартальнова, О.В. Чабанюк [11], А.Н. Романцова [17], А.А. Маргарян [14], Е.А. Фадеевой [20], Е.Г. Горбуновой, М.А. Матушкина [6]. Однако недостаточно раскрытыми остаются вопросы подготовленности к внезапным внешним негативным воздействиям на организацию, оперативного реагирования и своевременной корректировки стратегии организации.
    Определим значение термина «стратегия». Поскольку стратегия почти неизбежно ассоциируется с долгосрочным планированием, осуществляемым высшим руководством организации, не удивительно, что формирование стратегии многими понимается как некий аналитический процесс определения долгосрочных целей и создания механизмов для их достижения, предшествующий реализации стратегии [5; 19].
    Превентивным управлением организацией признаются согласованные и последовательные действия, направленные на недопущение или предотвращение возникновения неблагоприятного состояния организации, и приведение его в состояние соответствующее желаемой стратегии. Стихийное управление организацией – это согласованные и последовательные действия, которые не предполагают четко сформулированных до начала действий намерений относительно целей и/или методов их достижения. Чтобы реализованная стратегия могла считаться совершенно превентивной и точно совпадала с задуманной, необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий: 1) руководство организации должно иметь четкие намерения; 2) необходимо, чтобы все ее члены действовали в соответствии с этими намерениями; 3) коллективным действиям не должны препятствовать внешние факторы (рыночные, технологические, политические и т.д.). Трудно вообразить коллективные действия при полном отсутствии намерений у членов организации, включая руководство. Следовательно, совершенно стихийные стратегии столь же редки, как и совершенно превентивные. Таким образом, в действительности наблюдаются тенденции в направлении к превентивной или стихийной стратегии, а не сами эти стратегии в чистом виде.
    С точки зрения устойчивости предприятия в конкурентной борьбе возрастает значение надежного информационного обеспечения функций планирования и контроля, необходима связь производственного планирования с управлением финансами [3].
    Запланированная стратегия. Планирование предполагает наличие ясных и четко сформулированных намерений, формальных средств контроля, обеспечивающих согласование деятельности организации с этими намерениями, и внешнего окружения, не препятствующего исполнению этих намерений. Стратегия позволяет осуществить перевод предприятия из текущего состояния в целевое. Основными обязательными составляющими стратегии предприятия являются: 1) миссия; 2) цели, достижение которых будет способствовать реализации миссии; 3) средства и инструменты достижения целей [21]. Запланированная стратегия возможна в организации, руководство которой способно точно сформулировать намерения, определить стратегию в соответствии с ними и обеспечить их реализацию, а внешнее окружение при этом благоприятное или предсказуемое. Чаще всего, стратегии не столько задумываются в процессе планирования, сколько заимствуются из прошлого опыта или компилируются из отраслевых рецептов. Таким образом, планирование превращается в программирование.

    Список использованной литературы

    1. Ахрамеев А.Н. Необходимость формирования системы внутреннего контроля в организациях различной организационно-правовой структуры // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 2 (15). С. 209–213.
    2. Бабанова Ю.В. Особенности управленческого инструментария в условиях инновационной экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 2. С. 118–123.
    3. Балашова Н.Н. Роль бюджетирования в системе планирования и контроля деятельности предприятия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.2012. № 1 (18). С. 166–170.
    4. Ваховский В.В., Мохтаев Б.Ю. Кадровая стратегия организации в условиях инновационно ориентированной экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23). С. 50–53.
    5. Воронин А.Д., Королев А.В. Стратегический менеджмент. М.: Высшая школа, 2014. 176 c.
    6. Горбунова Е.Г., Матушкин М.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью производства в турбулентной среде // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 2 (31). С. 42–46.
    7. Доника Д.Д. Кросс-культурный подход в изучении лидерства // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 2 (15). С. 238–246.
    8. Евсеева О.А. Формирование стратегии развития промышленного предприятия малого и среднего бизнеса на основе повышения эффективности использования его совокупного потенциала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 2. С. 68–72.
    9. Иванус А.И. Гармоничное управление инновационной экономикой в условиях неопределенности. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 208 c.
    10. Исаева И.В. Формирование стратегии инновационного развития вертикально интегрированной компании в условиях информатизации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 4. С. 30–38.
    11. Квартальнов А.В., Чабанюк О.В. Регрессионная модель планирования прогнозных показателей развития малых предприятий в России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 1. С. 118–130.
    12. Кудина О.В. Формирование критериев эффективного управления в инновационно-инвестиционной сфере // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 3. С. 102–105.
    13. Лобызенкова В.А. Социальная ответственность компании в системе корпоративного менеджмента // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 3 (28). С. 168–172.
    14. Маргарян А.А. Особенности стратегического управления малыми предприятиями в современных условиях // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. Февраль № 1 (30). С. 56–59.
    15. Меньшенина А.О., Мерзликина Г.С. Стратегический потенциал предпринимательской организации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3. С. 105–109.
    16. Радионова Е.А. Теория долгосрочной финансовой политики системы стратегического управления бизнес-единиц // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23). С. 199–202.
    17. Романцов А.Н. Стратегический потенциал производственной организации: содержание и необходимость управления // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 97–99.
    18. Слащев Е.В. Оценка эффективности управления издержками в системе стратегического управления предприятием // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 1. С. 26–30.
    19. Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие / Московский государственный строительный университет. М.: ЭБС АСВ, 2014. 60 c.
    20. Фадеева Е.А., Маргарян А.А. Особенности стратегического управления малыми предприятиями в современных условиях // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 1 (30). С. 56–59.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2