ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Теоретические аспекты управления бизнес- процессами в системе высшего образования Российской Федерации

THE ORETICAL ASPECTS OF MANAGING BUSINESS PROCESSES IN HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION



Е.О. Чайчук
Ye.O. Chaychuk
drozdov_gd@mail.ru
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
post-graduate student, the Department of Management of Customs and Insurance Service, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • совершенствование
  • высшее образование
  • управление знаниями
  • моделирование
  • бизнес-процесс
  • Keywords:

  • improvement
  • higher education
  • knowledge management
  • modelling
  • business process
  • Статья посвящена актуальным вопросам развития системы образовательных услуг. В ней рассмотрены аспекты управления системой высшего образования.
    Проанализированы модели управления системой высшего образования, рассмотрены основные стратегии управления образованием.

    The article is dedicated to topical issues of developing the system of educational services. We consider aspects of managing the systemof higher education.
    Models of managing the system of higher education are analyzed; key strategies of education management are looked at.

    Обзор статьи

    В настоящее время существует несколько моделей управления образованием. Классическая модель, сформированная в Европе в XVII–XIX веках, предполагает управление образованием как системой образовательных учреждений в рамках национальной, государственной образовательной системы, направленной на трансляцию разделенных на предметы знаний, формирование определенных, связанных с отдельными образовательными курсами, умений и навыков.
    В контексте теории организации эта модель соответствует функциональной модели образовательного учреждения и структурно-функциональной модели управления образовательным комплексом.
    При этом основными характеристиками данной модели, по нашему мнению, являются:
    - классно-урочная система обучения;
    - централизованность управления образованием.
    В СССР в XX веке данная модель была применена с разделением образовательных учреждений высшего профессионального образования по профессиональной направленности. Кроме того, с развитием системы образования в процессе ее эволюции произошло разделение образовательных учреждений и даже классов (учебных групп) по уровням образовательной подготовки. Появились классы в школах с углубленным изучением определенных предметов, а также классы с более качественным обучением. Одновременно стало формироваться направление коррекционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    Группа математических моделей управления образованием, основанная на теории принятия решений, теории игр, теории управления проектами, как правило, предполагает в качестве критерия эффективности управления эффективность функционирования системы, находящейся под влиянием множества управленческих процессов [6. С. 58].
    С развитием современных образовательных технологий, включающих развитие индивидуальных образовательных траекторий, увеличение доли индивидуальной работы обучающихся в общем объеме обучения, распространение практики студенческих обменов, применение элементов системы управления знаниями, стали формироваться модели управления образованием на основе моделей университетского комплекса, образовательного консорциума и гибридных систем, включающих в себя как учреждения образования разного уровня, так и предприятия, организации реального сектора экономики [7. С. 25].
    Тенденция развития корпоративных университетов и образовательных учреждений способствует созданию новой образовательной модели, в которой управление обучением в образовательном учреждении осуществляется коммерческой организацией, а контроль за деятельностью учреждения – государством.
    Однако все рассмотренные модели управления образованием основаны, прежде всего, на моделировании процесса обучения. При этом следует заметить, что в условиях современной экономики образовательное учреждение является субъектом рыночных отношений в рамках образовательного пространства, и необходимо его деятельность рассматривать не только в контексте управления процессом обучения, но и как организацией сферы услуг.
    В этом случае управление образовательным учреждением должно осуществляться не столько на основе требуемых государством показателей и критериев, сколько на стандартных экономических показателях и критериях с моделированием не только управленческих и образовательных процессов, что во многом соответствует понятию планирования, но и моделированием потребительского поведения, изменению динамики рынка образовательных услуг и рынка труда. На уровне государственного управления образованием моделирование образования должно рассматриваться в единой связи с моделированием развития производства и управления человеческими ресурсами. Все это предполагает определение необходимых ресурсов, организационной формы и организационной структуры образовательных учреждений, определение параметров процесса функционирования управления образованием и параметров (показатели и критерии) определения эффективности функционирования системы управления образованием.
    Основой процесса моделирования управления образованием в условиях современной экономики является построение соответствующей концептуальной модели, то есть описание данного явления в системе влияющих на него внешних и внутренних факторов, отраженных в соответствующих показателях.
    Концептуальная модель управления образованием является теоретическим пониманием целостности объекта исследования, содержит системные представления о нем и, как правило, формируется на основе теоретических положений и результатов эмпирических исследований использованных в концептуальной модели переменных.
    Для этого, как правило, используется метод PEST-анализа, позволяющий определить и классифицировать влияющие на процесс управления образованием факторы, методы математического анализа и экспертных оценок влияния на управление образованием рассматриваемых факторов, метод построения когнитивных карт, позволяющий схематично изобразить исследуемое явление в динамике изменений, метод SWOT-анализа, дающий возможность охарактеризовать систему управления образованием и образовательный процесс.

    Список использованной литературы

    1. Ананишнев В.М. Социология образования. М.: Изд-во МГПУ, 2006. 299 c.
    2. Васильев А.И., Дроздов Г.Д. Эффективность управления таможенным делом в современных социально-экономических условиях // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 1. С. 11–14.
    3. Дроздов Г.Д., Цветкова В.И., Циганов В.В. Методы обеспечения конкурентоспособности организаций сервиса // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 2. С. 96–101.
    4. Дроздов Г.Д., Чурилин А.С. Менеджмент природных комплексов России // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 83–86.
    5. Дроздов Г.Д., Мелехова В.Е. Организационная культура как институциональный фактор развития предприятий сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 1. С. 129–135.
    6. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. 142 с.
    7. Пастухов А.Л. Управление образованием в условиях модернизации экономики: монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. 167 с.
    8. Пастухов А.Л., Исаев Г.А. Развитие университетских комплексов в экономике знаний // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №1 (11). С. 31–40.
    9. Тихонов А.В. Социология управления. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. 472 c.
    10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70291362/1/#block_1000#ixzz460Jo1yYz (дата обращения: 12.03.2016).
    11. Чайчук Е.О. Концептуальные аспекты управления образованием как бизнес-процессом // Технико-технологические проблемы сервиса. 2016. № 1 (35). С. 72–75.
    12. Чайчук Е.О., Пастухов А.Л. Бизнес-модели в системе управления образованием // Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы: сборник научных работ № 6; под ред. д-ра экон. наук, профессора, Почетного работника высшей школы РФ Г.Д. Дроздова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 284–287.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2