ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Публичный интерес в финансовой деятельности государства

PUBLIC INTEREST TO GOVERNMENT FINANCIAL ACTIVITY



В.П. Назаров
V.P. Nazarov
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры финансового права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
post-graduate student, the Department of Financial Law, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • публичный интерес
  • частный интерес
  • финансовая деятельность
  • гражданский оборот
  • реформа государственного управления
  • взаимодействие власти, бизнеса, граждан.
  • Keywords:

  • public interest
  • private interest
  • financial activity
  • civil turnover
  • state administration reform
  • interaction of authorities, business and citizens
  • Проблема формулирования понятия «публичный интерес» в финансовой сфере является актуальной в свете формирования правового государства, обладающего особыми полномочиями по применению государственного принуждения и изъятию экономических активов с целью их использования для решения социально-экономических задач.
    В статье рассматриваются составляющие правового понятия «публичный интерес» в финансовой сфере. Дана правовая характеристика государственно-частному партнерству в финансовой сфере. С помощью метода системного анализа и сравнительно-правового метода выявлено содержание современного процесса конкретизации «публичного интереса» в финансовой сфере.

    The problem of developing the concept of “public interest” in financial sphere is relevant under forming a law-governed state having special authorities concerning state enforcement and withdrawal of assets to solve socio-economic problems.
    We consider components of the category of “public interest” as related to financial sphere. Legal characteristic of state-private partnership in financial sphere is given. Applying system analysis and comparative-legal method we reveal the contents of the modern process of specifying “public interest” in financial sphere.

    Обзор статьи

    Актуальность затронутых в настоящем исследовании проблем обусловлена тем, что ныне достаточно часто подвергаются переосмыслению основы финансовой деятельности государства, которые должны находиться в гармонии с конституционными понятиями и принципами «конституционной экономики» [2; 4]. Проблема формулирования понятия «публичный интерес» в финансовой сфере является значимой в свете формирования правового государства, обладающего особыми полномочиями по применению государственного принуждения и изъятию экономических активов с целью их использования для решения социально-экономических задач. Подчеркнем, что указанными полномочиями не обладают иные органы в системе публичной власти.
    Соответственно, должно быть определено понятие «публичный интерес» применительно к финансовой сфере и рассмотрены составляющие этого правового понятия.
    Среди базовых правовых понятий «публичный интерес» воспринимается как общеправовая ценность, требующая как содержательной идентификации, так и последующего нормативного оформления. «Публичный интерес» как интегрированное понятие требует сбалансирования государственного и общественного интересов. При этом финансовая деятельность государства рассматривается в неразрывной связи с финансовой деятельностью негосударственных субъектов (например, органов муниципальной власти).
    Публичный интерес может толковаться «как признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее осуществления и развития» [8. С. 55]. Представляется, что в данном определении есть несколько нуждающихся в уточнении элементов. Во-первых, понятие указанной «социальной общности» неоднозначно. В развиваемой нами концепции – это «гражданское общество», понятие которого (признаем это) само нуждается в конституционно-правовом толковании и развитии. Во-вторых, признание государством и обеспеченность правом не должны пониматься с позиций чистого позитивизма. В противном случае мы возвращаемся к традиционному восприятию фискальных требований как «продукта государственной деятельности», выраженного в позитивном законе, который требует проверки конституционности.
    Публичный интерес представлен в современных работах как совокупность трех его форм – интересы общества, интересы государства и национальные интересы [6. С. 9–10].
    Публичные интересы конкретизируются в соответствующих сферах государственного управления и проявляют особые свойства в финансовой сфере. Полагаем, что для финансовой сферы государственной деятельности использование категории «публичные интересы» в настоящее время однозначно потребует «научного уточнения форм и методов государственного управления, компетенции органов власти и ее соотношения с правами граждан и организаций, с разнообразными юридическими процедурами, установленными законодательством» [6. С. 6].
    В финансовой сфере в качестве публичного формулируется интерес: 1) к проведению рациональной фискальной политики государства с возложением налоговых, неналоговых и парафискальных обязанностей на юридических и физических лиц; 2) к формированию сбалансированных бюджетов и внебюджетных фондов; 3) к оптимизации государственных расходов; 4) к организации кредитно-расчетной системы и осуществлению платежной политики, поддержанию стабильности национальной валюты; 5) к обеспечению защиты имущественных интересов участников хозяйственного оборота посредством гарантирования, страхования, контроля и правоохранительной деятельности в финансовой сфере [6. С. 157].
    Для разрешения финансово-правовых вопросов значимым считается тезис о том, что государство является «носителем только ему свойственных интересов» [6. С. 11]. Указанную позицию смягчает утверждение о том, что у государства отсутствует собственный интерес [3. С. 94], или он отличается в определенной части от общественных интересов [9. С. 4]. В указанной связи следует решить на конституционном уровне и вопрос о возможности игнорировать общественный и личный интерес ради «блага аппарата управления» [7] или соблюдения национального интереса.
    В настоящее время назрела необходимость воспринимать в единстве государственно-финансовый механизм и гражданский оборот, применять (адаптировать) инструменты гражданского права в реализации финансовой политики, поддерживать в этой сфере особый баланс публичных и частных интересов.
    Общественные и государственные интересы нуждаются в гармонизации и оптимизации в механизмах государственно-частного партнерства [5]. В современном публичном управлении, осуществляемом на конституционных принципах, баланс общественных и государственных интересов составляет ключевое содержание «общественного договора», отраженного в Конституции Российской Федерации [1].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. на 21 июля 2014 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Ильин А.В. Расходы бюджета в конституционном государстве: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2016.
    3. Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. № 10.
    4. Новиков А.Б., Дмитриев В.К. Правовое государство: актуальность современного конституционно-правового исследования // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 4. С. 47–53.
    5. Новиков А.Б., Куцури И.А. Административная реформа: актуальность конституционно-правового исследования // Вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 31 декабря 2015 г. Ч. 3. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 98–100.
    6. Публичный интерес в административном праве / под общ. ред.: д.ю.н., проф. С.В. Запольского, к.ю.н., проф. Н.Г. Салищевой, к.ю.н., проф., засл. юриста РФ В.В. Альхименко. М.: Инст. гос. и права РАН, Академический правовой институт, 2015. 304 с.
    7. Субачев В.В. Законные интересы. М.: Норма, 2008.
    8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.
    9. Шумилов В.М. Категория «государственный интерес» в политике и праве: Системно-теоретические и международно-правовые аспекты // Право и политика. 2003. № 12.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2