ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Тенденции формирования и развития конкурентных стратегий на туристском рынке

TENDENCIES OF FORMING AND DEVELOPING COMPETITIVE STRATEGIES IN TOURIST MARKET



Г.А. Карпова
А.В. Кучумов
G.A. Karpova
A.V. Kuchumov
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
Head of the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Entrepreneurship in Tourism, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • конкуренция
  • туристская сфера
  • конкурентная стратегия
  • туристский рынок
  • регион
  • дестинация
  • Keywords:

  • competition
  • tourist sphere
  • competitive strategy
  • tourist market
  • region
  • destination
  • В статье рассмотрено влияние конкурентных стратегий на развитие индустрии туризма, проанализировано воздействие основных ключевых факторов на конкуренцию в туристской сфере, что представляет собой состязательность между ее участниками за лучшие условия приобретения туристских ресурсов, формирование туристских продуктов туроператорами и их реализацию (туроператорами и турагентами).
    В ходе исследования был проанализирован классификационный признак, формы и виды конкуренции на рынке туристских услуг. Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что формирование и развитие конкурентной стратегии имеют большое значение в индустрии туризма.

    We consider the influence of competitive strategies on the development of tourism industry and analyze the impact of key factors on the competition in the tourist sphere that is seen as rivalry among tour operators and tour agents for better conditions for acquiring tourist resources, creating tourist products and selling them.
    In the research, we analyze the classification criteria, forms and kinds of competition in the tourist market. We come to the conclusion that forming and developing a competitive strategy is of great importance for the tourism industry.

    Обзор статьи

    Анализируя спрос и предложение на современном туристском рынке, следует отметить, что конкуренция диктует важнейшее и основополагающее условие существования и выживания в конкурентной среде: любая система, претендующая на лидерство, должна обладать конкурентными преимуществами перед аналогичными системами и быть конкурентоспособной по отношению к ним. Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов невозможно обеспечить без разработки конкурентных стратегий.
    В мировой экономической науке основополагающие подходы к выбору конкурентных стратегий были сформулированы еще М. Портером. В его работах представлены характеристики базовых направлений конкурентных стратегий, особенности проведения структурного анализа отрасли и выбора общих стратегий конкуренции. Рассматриваются возможности обеспечения конкурентных преимуществ за счет работы с цепочкой образования стоимости, оптимизации издержек, дифференциации и развития технологий. Проводится детальное изучение подходов к управлению конкуренцией внутри отрасли, формирования конкурентных преимуществ в рамках конкурентной стратегии, а также охарактеризованы особенности применения оборонительной и наступательной конкурентных стратегий.
    Таким образом, были заложены методологические и методические основы анализа конкурентных стратегий различных отраслей экономики.
    Базовыми конкурентными стратегиями, которых могут придерживаться предприятия индустрии туризма, являются стратегия лидерства в минимизации расходов (в том числе за счет низкой стоимости туристских продуктов), стратегия дифференциации предлагаемых турпродуктов и услуг, стратегия фокусирования на определенном сегменте туристского рынка.
    Сегодня на туристском рынке конкуренция представляет собой состязательность между его участниками за лучшие условия приобретения туристских ресурсов, формирование туристских продуктов туроператорами и их реализацию (туроператорами и турагентами).
    Суть конкуренции в любой сфере экономики может быть раскрыта с нескольких позиций. На первый план выступает выделение компонентов информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности туризма, поскольку без информационной поддержки обеспечение конкурентоспособности туристского рынка не представляется возможным.
    На сегодняшний день можно выделить ряд ключевых факторов, влияющих на конкуренцию в туристской сфере, а именно: соперничество на рынке между существующими конкурентами; разработка аналогичного уровня туристских услуг; вхождение на рынок новых туристских фирм; изменение потребностей у потребителей относительно характера различных услуг.
    Для участников туристского рынка целесообразно детальное изучение различных подходов к конкурентам как к факторам, стимулирующим постоянное развитие, в том числе для туристских компаний, дестинаций, регионов, либо целых стран. Конкуренцию на туристском рынке следует рассматривать не с позиции угрозы, а с позиции приобретения стратегических выгод. Наличие конкурентов способствует поглощению колебаний спроса, укреплению дифференциации турпродуктов (для обеспечения отличий от тупродуктов конкурентов), распределению обслуживания невыгодных сегментов, появлению дополнительной мотивации к развитию и совершенствованию, оптимальному распределению затрат на развитие рынка. Конкуренция способствует также стандартизации и совершенствованию технологий, снижает риск при реализации антимонопольных мероприятий.
    При формировании конкурентной стратегии предприятий на туристском рынке необходимо учитывать ряд особенностей конкуренции на данном рынке, а именно: особенности туристских продуктов, наличие посреднических звеньев, существующие дополнительные преимущества за счет месторасположения в разных регионах.
    Выделяют следующие стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий на туристском рынке:
    ● стратегия снижения себестоимости турпродукта;
    ● стратегия дифференциации;
    ● стратегия сегментирования рынка;
    ● стратегия внедрения новинок;
    ● стратегия быстрого реагирования на потребности рынка.
    Первые из трех перечисленных стратегий соответствуют базовым стратегиям. Выделенные стратегии внедрения новинок и быстрого реагирования на потребности рынка являются скорее вспомогательными конкурентными стратегиями на туристском рынке, поскольку для обеспечения высокой конкурентоспособности современным туристским предприятиям необходимо отслеживать и предлагать новые актуальные турпродукты и быстро реагировать на изменения в макроэкономической среде, в первую очередь учитывать тенденции спроса.
    Характеристика форм и видов конкуренции на туристском рынке представлена в таблице.

    Список использованной литературы

    1. Баумгартен Л. Конкурентоспособность туристских услуг: методы оценки // Проблемы теории и практики управления. 2010.
    2. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Дашков и Ко, 2009. 450 с.
    3. Горбашко Е.А., Максимцев И.А., Четыркина Н.Ю., Рыкова Ю.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
    4. Гончарова И.В., Розанова Т.П. [и др.]. Маркетинг туризма / Федеральное агентство по туризму. М., 2014. 224 с.
    5. Захаренко Г.Н. Туристский потенциал региональной дестинации и эффективность его использования в индустрии туризма: дис. … канд. экон наук. СПб., 2011. 194 с.
    6. Иванов Н.Н., Максимова А.Н. Стратегия франчайзинга в современных условиях функционирования организаций сферы услуг // Проблемы современной экономики. 2013. № 1.
    7. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Методологические основы классификации в туризме. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
    8. Морозов М.А., Дмитриева М.А. Проблемы стратегического планирования и управление туристской дестинацией // Вестник Российского нового университета. 2011. № 2. С. 195–200.
    9. Песоцкая Е.В. Маркетинговые исследования в сфере туризма. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012
    10. Портер М. Конкурентные преимущества. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 625 с.
    11. Рябцев А.А. Стратегическое планирование развития туристских дестинаций // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Научный журнал. Сочи, 2010. № 4(14).
    12. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов. М.: ИНФРА-М, 2012. 352 с.
    13. Основные показатели деятельности туристских фирм // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 10.10.2016).
    14. Харитонова Н.В. Конкуренция и конкурентная среда // Географический вестник. 2013. № 4(27). С. 88–92. URL: http://www.psu.ru/files/docs/ob-universitete/smi/nauchnyj-zhurnal/geografiya/2013_4.pdf#7 (дата обращения: 10.10.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2