ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Финансовый контроль в системе обеспечения бюджетной безопасности

FINANCIAL SUPERVISION IN THE BUDGET SECURITY MANAGEMENT SYSTEM



Н.Г. Долматова
N.G. Dolmatova
zdolmatova@yandex.ru
аспирант кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета
a PhD student at the Department of Financial and Environmental Law, the Institute of Law of the Bashkortostan State University
г. Уфа
Ufa

Ключевые слова:

  • финансовый контроль
  • бюджетный контроль
  • налоговый контроль
  • обеспечение бюджетной безопасности
  • виды финансового контроля
  • методы финансового контроля
  • Keywords:

  • financial control
  • budgetary control
  • tax control
  • ensuring budget security
  • types of financial control
  • methods of financial control
  • В статье рассматриваются вопросы, связанные с государственным (муниципальным) финансовым контролем и его местом в системе обеспечения бюджетной безопасности. В статье выявляются некоторые недостатки правового регулирования государственного (муниципального) финансового контроля, рассматриваются различные виды государственного (муниципального) финансового контроля. Автор проводит сравнение бюджетного и налогового контроля, рассматривает различные подходы к пониманию объекта бюджетного контроля, указывает на несовершенство правового регулирования методов финансового контроля, отмечает значение отчётной стадии бюджетного процесса для обеспечения бюджетной безопасности. Также автором предлагается обозначить в действующем законодательстве обеспечение бюджетной безопасности в качестве цели бюджетного контроля, закрепить в бюджетном законодательстве категорию «бюджетный контроль», привести к единообразию нормативные правовые акты, регулирующие виды и методы бюджетного контроля.

    The articles deals with the matters related to state (municipal) financial supervision and its place in the budget security management system. The paper reveals some shortcomings with regard to legal regulation of the state (municipal) financial supervision and presents different ways of exercising state (municipal) financial control. The author compares budget and tax control, reviews different approaches to interpretation of the object of budget control, highlights imperfection of legal regulation of financial control methods and stresses upon the importance of reporting stage of the budget process ensuring budget security. In addition the author suggests that ensuring budget security should be considered the target in the context of budget control and highlights the need for enshrining the category "budget control" in the current legislation. Besides the author expresses the idea of aligning normative legal acts which regulate ways and methods of budgetary control.

    Обзор статьи

    Под бюджетной безопасностью понимается положение защищённости бюджетной системы от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления в процессе осуществления финансовой деятельности. Обеспечение бюджетной безопасности представляет собой процесс использования органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими финансовую деятельность, финансово-правовых средств, предназначенных для защиты бюджетной системы, который реализуется в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Финансово-правовыми средствами обеспечения бюджетной безопасности являются нормативные правовые акты, содержащие дозволения, ограничения и запреты в сфере бюджетных правоотношений. Безопасность бюджетной системы обеспечивается путём реализации субъектами бюджетных правоотношений дозволений, ограничений и запретов, предусмотренных бюджетным законодательством. Субъекты бюджетных правоотношений не всегда должным образом соблюдают ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами в бюджетной сфере. С целью соблюдения бюджетно-правовых норм субъектами бюджетных правоотношений, необходим финансовый контроль их деятельности. Государственный (муниципальный) финансовый контроль является институтом финансового права и способствует обеспечению бюджетной безопасности. В действующих нормативных правовых актах существует ряд пробелов и противоречий в области регулирования государственного (муниципального) финансового контроля, устранение которых необходимо для более эффективного осуществления финансового контроля и для обеспечения бюджетной безопасности.
    В ст. 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) закреплена категория «государственный (муниципальный) финансовый контроль», а не «бюджетный контроль» [1. Ст. 265]. Е.В. Терехова выделяет такие направления финансового контроля, как: «бюджетный, налоговый, страховой, валютный» [10. С. 22]. Финансовый контроль является обобщающей категорией, которая включает в себя различные виды контроля в области бюджетных, налоговых и иных правоотношений.
    В БК РФ отсутствует понятие «государственный (муниципальный) финансовый контроль». Указывается только то, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1. Ст. 265. Ч. 1]. В то же время понятие иного вида финансового контроля, а именно налогового контроля, содержится в Налоговом Кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ). В соответствии со ст. 82 НКРФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом [2. Ст. 82]. На основе определения налогового контроля, закреплённого в НК РФ, можно определить бюджетный контроль как деятельность уполномоченных органов государства по контролю за соблюдением законодательства участниками бюджетных правоотношений, осуществляемую в порядке, установленном бюджетным законодательством. Законодательное закрепление категории «бюджетный контроль» имеет значение для обеспечения бюджетной безопасности, так как в понятии бюджетного контроля обеспечение бюджетной безопасности, которое в настоящее время не отражено в бюджетном законодательстве, может быть обозначено в качестве цели бюджетного контроля.
    В БК РФ раскрываются различные виды государственного (муниципального) финансового контроля. Согласно ст. 265 БК РФ предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности [1. Ст. 265. П. 2, 3, 4, 5].
    В ст. 265 БК РФ не выделяется текущий финансовый контроль. При этом в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» содержится положение о том, что Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий финансовый контроль [7. П. 5.14]. В то время как в БК РФ текущий финансовый контроль отсутствует, на Федеральное казначейство возложены полномочия по осуществлению текущего контроля.
    Контроль в сфере бюджетных правоотношений проводится различными органами государственной власти, в том числе парламентом.
    В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» одной из форм осуществления парламентского контроля является проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счётной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений [6. Ст. 5]. На палаты и комитеты Федерального Собрания и на Счётную палату также возложены полномочия по осуществлению текущего финансового контроля. Текущий финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений необходимо закрепить в БК РФ, так как осуществление текущего финансового контроля возложено на органы государственной власти. Более эффективное обеспечение бюджетной безопасности возможно при согласованном осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления предварительного, текущего и последующего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

    Список использованной литературы

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823, 265, 266, 267.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Ч. I // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 82.
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167 (утратил силу).
    4. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649, 16.
    5. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 903.
    6. Федеральный закон от 07.05. 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2304. Ст. 5.
    7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908. П. 5.14.
    8. Артюхин Р.Е. Правовое регулирование отчетной стадии бюджетного процесса: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 121.
    9. Прошунин М.М. К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 10. С. 25.
    10. Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 22.
    11. Фадеев Л.А. Правовое регулирование бюджетно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
    12. Ялбулганов А.А. Новый категориальный аппарат государственного финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 8. С. 10–16.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2